Ляззат Кусаинова
В Казахстане прошла премьера онлайн-спектакля “Закрытая комната четыре на четыре”. Автором проекта выступила драматург Ольга Малышева, идея спектакля в формате скринлайф ей пришла во время домашнего карантина. По условиям спектакля герои пьесы рассказывают друг другу истории (тему выбирает генератор случайных слов). Четыре героя - четыре темы прошли в приложении Zoom.
Проект “Закрытая комната четыре на четыре” оказался международным, так как в нем приняли участие актеры театров Алматы и Бишкека: Ольга Щетинина (театр “Место Д”), Александра Качанова (ТЮЗ имени Сац), КуантайАбдимади (театр ARTиШОК) и Роман Жуков (русский театр драмы имени Лермонтова).
Ольга Малышева рассказала, чем примечателен этот формат: “Я написала пьесу “Закрытая комната четыре на четыре” после первой недели в карантине. Текст стал моей реакцией на ситуацию в стране и в мире: еще в середине марта мы лишились возможности создавать театр, физически находясь рядом друг с другом. Но это совсем не значит, что онлайн нельзя сделать живой спектакль. Это не запись и не монтаж видео, не адаптация театра на сцене под онлайн-показ - это по-настоящему живая работа актеров в том контексте, в котором мы существуем сейчас. Это история, которая случается онлайн, и поставлена она может быть только в формате скринлайф, то есть на экране, ее невозможно и бессмысленно переносить на театральную сцену. Специфика этого проекта в том, что нам с артистами перед премьерой приходится решать большое количество технических задач, их даже больше, чем творческих”.
Полный вперед!
|
Молодые таланты из Казахстана отличились на международном конкурсе юных чтецов “Живая классика”. Конкурс прошел под покровительством Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям среди школьников со всей России, в нем также могут принимать участие ребята из-за рубежа. Цель мероприятия - пропаганда литературных произведений и непосредственное знакомство молодого поколения с ними. За время существования “Живой классики” 10 миллионов ребят уже смогли принять участие в таком масштабном проекте. А в планах у литературного проекта есть даже задумка создания детского читательского сообщества, в котором юные литераторы смогут обсуждать насущные вопросы творчества, одним словом - общаться. “Живая классика” состоит из пяти этапов: школьный, районный, региональный, финал (в легендарном международном детском центре “Артек”) и суперфинал (на не менее легендарной Красной площади в столице РФ). По результатам отборочного тура казахстанскими победителями литературного проекта стали: Акгуль Жарылгасын (Нур-Султан), Анастасия Крокошева (Тараз) и Дзанболат Козаев (Караганда). Участница Акгуль занимает вторую позицию, а Дзанболат и Анастасия держатся на третьей позиции. По условиям проекта участие могут принимать молодые люди в возрасте от 10 до 17 лет. Все этапы проекта проводят на бесплатной основе и исключительно на одном языке - русском. Регламент для выступающих составляет пять минут. Примечательно то, что в жюри “Живой классики” почетные журналисты, деятели культуры и искусства, писатели, а также мэтры отечественного кинематографа.
Одной секунды будет достаточно Вы когда-нибудь слышали о спектакле с длительностью в одну секунду? Так вот, казахстанские драматурги Александр Диденко и Ольга Малышева воплотили эту затею в реальность. Премьера такого феномена прошла в популярной сети Telegram. В постановке “Эпизод восхождения к свободе” приняли участие такие актеры, как Шохджамшед Умари (участник арт-группы “Нигохинав”, Таджикистан) и актер театра и кино Антуан Дукравец (сейчас проживающий во Франции). Драматург и один из создателей перформанса “Эпизод восхождения к свободе” Александр Диденко рассказал о процессе его создания: “Общая задача, которую мы с Олей для себя поставили, - создание экстремально короткого, но вместе с тем максимально емкого и энергетически насыщенного перформативного акта, отвечающего вызовам текущего момента. В условиях, когда реальное, “физическое” перформативное искусство временно невозможно, мы как драматурги пытаемся открыть новые каналы коммуникации со зрителем и освоить новые территории, и такой территорией стал для нас Telegram. Хотелось бы отметить еще тот факт, что в проекте столкнулась и классика, и современность: написанная нами пьеса построена на этот раз по вполне классическим канонам и обладает четкой трехчастной структурой - с завязкой, кульминацией и развязкой, что для меня, во всяком случае, явилось определенным вызовом. Здесь есть внятная и понятная каждому история, сквозное действие и, конечно же, конфликт”. Длительность работы над экспериментальным спектаклем 31 минута, в это время вошло написание драматургии, выбор актеров и постановочный период. Драматург и одна из создательниц спектакля поделилась мнением по поводу односекундного хронометража: “Над “Эпизодом восхождения к свободе” работала международная команда из пяти театральных профессионалов - двух драматургов, двух актеров и арт-менеджера. Мы написали пьесу, провели кастинг, сыграли премьеру в Telegram-чате на 24 зрителя, а спустя короткое время - вторую премьеру с другим исполнителем. Это все - реальный процесс создания театрального продукта. И насколько в этом случае важно каков хронометраж? Перестает ли театр быть театром, если высказывание длится только секунду? Я считаю, что не перестает”. |