|
Ольга Шишанова
Astana Musical - это первый театр мюзикла в Центральной Азии, который создали в 2016 году на базе Государственной концертной организации “Казақконцерт”. О надеждах и чаяниях театра, о том, что было и что у них будет, - в эксклюзивном интервью с журналистом “НП” поделился художественный руководитель театра, доктор PhD Еслям Нуртазин
- Еслям, как сложилось, что вы оказались художественным руководителем Astana Musical? - Моя история любви к мюзиклу началась давно - с 2007 года, когда я поставил свой выпускной спектакль. Кроме того, я занимался диссертацией на тему проблем популяризации жанра мюзикла в Казахстане. То есть в моем случае это была обширная подготовка к тому, чтобы я начал заниматься этим направлением. Потом мне дали курс, где я стал художественным руководителем 20 человек, а мне было всего 27 лет, по специализации “артисты мюзикла”. Так вот, на основе этих двух десятков ребят и создали в 2016 году театр, с которым мне предложили поставить первый спектакль “Достар серті”, хотя на тот момент я был только приглашенным режиссером более чем в течение двух лет. Тем не менее я стоял у истоков этого театра. Но уже в 2019 году переехал в столицу и официально стал художественным руководителем Astana Musical.
- Почему вы все-таки решили отдать предпочтение именно этому жанру - мюзиклу? - Я поступил в академию имени Жургенова в 2003 году, но еще задолго до этого музыкальный мир Казахстана мечтал о том, чтобы в столице создать музыкальный театр оперетты. Скажу больше - эти мечты, как я узнал, были озвучены даже в далеком 1979 году, когда как раз жанр оперетты был очень популярен. Но только когда я сам оказался в стенах академии, наш профессор показал нам мюзикл “Нотр-Дам де Пари”, и я буквально пропал - настолько меня захватила любовь к жанру мюзикла. Я даже стажировался по этой теме в Нью-Йорке, просмотрел более 60 спектаклей по жанру мюзикла, собрал весь свой творческий опыт в области режиссуры и актерского мастерства и вот теперь использую их по назначению при работе в театре Astana Musical. - Как вы считаете, почему в Казахстане развитие этого жанра слегка, скажем, затруднено? - Этот жанр представляет собой стыковку практически всех музыкальных направлений. Это не только музыка и театр, не только музыка и драма, это и хореография, и вокал, то есть сложный постановочный спектакль во всем своем многообразии. По большому счету, это отражение социума - то есть показатель того, готов ли этот самый социум к тому, чтобы принять этот жанр, а не просто подготовка театральных деятелей к его постановке. Хотя для того, чтобы развивалась индустрия мюзикла, должны быть очень сильная музыка, драматургия, сильные в своем профессионализме композиторы. При этом я не скажу, что у нас нет таковых, но пока все упирается в их малое количество, которое бы переросло в большое качество. Это дает мне повод предполагать - работ хороших композиторов, так же как и драматургов, очень мало. - Что касается вашего коллектива? - У нас в репертуаре сейчас около 10 спектаклей. Это помимо тех, что мы приглашали из-за рубежа. И я хочу отметить, что все они - новая драматургия, новая музыка, которые специально пишутся для нашего театра. То есть мы не только ставим спектакли в жанре мюзикла, но и стараемся привлекать наших отечественных творческих деятелей, которые бы их создавали, писали для нашего театра.
- Можно более подробно рассказать о ваших постановках? Какие из них вам наиболее близки? - В репертуаре нашего театра есть, конечно же, мировые хиты - два французских спектакля - “Нотр-Дам де Пари” и “Ромео и Джульетта”, которые мы поставили именно на уровне, принятом во всем музыкальном мире. Кроме того, у нас есть несколько спектаклей, созданных нашими отечественными композиторами и драматургами. Какой из них мне ближе всего... наверное, моя первая постановка - музыкальный спектакль “Достар серті” (“Клятва друзей”). В его основе лежит история про четырех молодых студентов, которые поступали в консерваторию. Я бы сказал, что это был такой прообраз “а-ля Дос-Мукасан”. Прямой ссылки, конечно, на это нет, но при желании мотив, направление можно угадать, особенно вслушиваясь в музыкальные моменты спектакля. Потому как в этом мюзикле звучат не только несколько песен из репертуара этого коллектива, но и настоящие хиты того времени. Так что у нас получился не просто ретроспектакль 60-70 годов XX века, а этакий его условный сборник. Жанр самого повествования достаточно легкий. Он таковым и должен быть, и зритель не знает порой, чего нам - коллективу - стоит эта легкость. Но, полагаю, в этом и вся соль. А еще этот спектакль стал для нас особым, наверное, потому, что он первый. Кстати, эта постановка - единственная, где мы работали с эстрадно-симфоническим оркестром. Скажу лишь, что в тех же США мюзиклы проходят при исполнении только живой музыки, тогда как французские, да и другие спектакли сопровождаются уже готовой аранжировкой музыкальной записи. - Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе. - Я часто называю их маленьким “спецназом”. Все они - выпускники казахстанских театральных вузов. Они должны и умеют владеть актерским мастерством, профессиональным вокалом и ежедневно, занимаясь хореографией, принимают участие во всех наших разработках. Это актеры, танцоры и певцы в одном лице. Так что, когда происходит новый отбор, он у нас проходит очень сложно. Тем не менее сегодня у нас в коллективе более 50 человек, и все они в возрасте до 30 лет. Все наши авторы, которые работают над созданием спектаклей для нашего театра, знают о наших артистах и очень часто пишут ту или иную партию для кого-то определенного из них - для голоса, характера. Хотел бы добавить, что еще наши ребята востребованы также и в других жанрах, снимаясь, например, в отечественных кинопостановках...
Нур-Султан |