|
Сейчас, когда человечество собирается отметить 170-летие фотографии, не грех вспомнить одного из фотопервопроходцев Казахстана - павлодарского мастера светописи Дмитрия Поликарповича Багаева. Прошло уже полвека, как его не стало, но в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписей бережно хранятся около 1700 стеклянных негативов, снятых неутомимым бытописателем в первой половине ХХ столетия
Натуральная, непричесанная, посконно достоверная жизнь степи запечатлена на негативах Дмитрия Поликарповича. Байбиче, несущая огромный мешок с кизяком. Малыш с пиалой возле дымящегося казана. Сенокос. Заточка косы. Казахская беднота на базаре. Помол муки. Выделка шкур. Кустарь-шорник. Стирка белья. Зимовка... Иногда не отдельные снимки, а целые серии. Изготовление алышу. Доставка воды. Детские забавы. Добыча соли...
Родился Дмитрий Багаев довольно далеко от Павлодара, в селе Туманы Вятской губернии в 1884 году. Когда ему было семь лет, умер отец, и матери пришлось тянуть всю семью. Дмитрию удалось закончить лишь пять классов сельской школы, как наступил его черед впрягаться в трудовую жизнь. Поехал в Павлодар, где дядя Николай служил на барже. Город тогда насчитывал всего 8 тысяч жителей. Смышленый и понятливый парень приглянулся местному промышленнику Артемию Ивановичу Дерову, совладельцу первого акционерного общества по добыче угля и хозяину небольшого заводика по ремонту судов на Иртыше. Служба в головной конторе продолжалась четыре года. Дмитрий усиленно занимался самообразованием, мечтал поступить в Академию художеств. История умалчивает, как и когда его очаровала муза светописи, но в 1903 году он уже послал свои фотографии известному омскому фотографу Коркину и стал его учеником.
Но так как Коркин не платил ученикам ни гроша, Багаев проучился у него два года и в 1905 году вернулся в Павлодар. С местным фотографом, правда, не слишком хорошо разбиравшимся в тонкостях мастерства, Багаев на паях открыл собственную фотостудию и стал снимать комнату в деревянном домике у Постниковых на Телеграфной улице. К домику в 1910 году хозяйственный Багаев пристроил фотопавильон. Самый большой в городе, с боковым и верхним естественным светом. Оснастил его по всем правилам. А в 1913 году женился на приглянувшейся дочке домовладельца Марии. У них родились пять сыновей и дочка.
Очень рано Багаев понял, что целью жизни надо поставить съемку реалий повседневной жизни. Без всяких прикрас и реверансов. Можно сказать, что это стало его призванием. Павильонными портретами он зарабатывал на хлеб, а снимки сермяжной правды жизни делал для души и для истории. Такие фотографии Багаева отмечались наградами на выставках, а на Всероссийском конкурсе 1912 года удостоились Гран-при.
Поразительна работоспособность Багаева. Двухнедельная поездка в Баян-Аул летом 1929 года пополнила его коллекцию пятьюстами снимками. Фотографии Багаева 30-х годов полны драматизма. Откочевка в город во время джута - целая серия щемящих сердце сюжетов. Полное отсутствие скота, все съедено. Даже телегу с нехитрым скарбом волокут вручную. И пронзительнейший кадр - качалки-бесики на заросшем бурьяном детском кладбище.
Как внимательный бытописатель, Багаев не проходил мимо ни, казалось бы, самых заурядных моментов, ни новинок. В его фотографическом наследии соседствуют снимки первой колхозной автоколонны в Баян-Ауле и рядовой бахчи. Пахота на быках, верблюдах и первая целинная борозда. Конный привод на Майкаинском руднике и степные верблюды, впряженные в конную молотилку. Заправка удобрениями самолета “кукурузника” и строительство сельского клуба.
Много снимков с аннотацией “первый”. Первый “Фордзон” на пашне колхоза “Коряковский”. Первый американский комбайн на полях Прииртышья. Первая силосная башня в колхозе “Роте Фане”.
А рядом пластинки с видами окрестностей. Пещера “Аулы Тас”. Озера Сабындыкуль и Торайгыр. Курорт “Муялды”. Иртышские плесы.
Богата и портретная иконография. Тут и банковские служащие, 1912 год. Священники Павлодарского церковного прихода, 1915 год. Русская и татарская знать, 1911 год. Ученики русско-киргизского училища, 1915 год. Учащиеся и учителя женской прогимназии, 1911 год. Представители штаба полка “Степан Разин”, 1919 год. Члены ВЧК и ОГПУ в день 13-летия этой зловещей организации. И непременные майско-ноябрьские демонстрации и митинги.
Уже в годы Великой Отечественной войны Дмитрий Поликарпович стал отходить от фотографии, отдавая все свои силы созданию краеведческого музея. На ниве светописи его заменили сыновья Владимир, Борис и особенно Леонид, ставший штатным фотографом музея, который был официально открыт 7 ноября 1947 года и первым директором которого стал Дмитрий Поликарпович Багаев.
В 1958 году его не стало.
Дом № 200 по улице Ленина, так сейчас называется улица, где жили Багаевы, превращен в музей. В нем сохранилось все, как было в 30-е годы. В съемочном павильоне так же наготове стоит деревянная фотокамера, будто хозяин вышел на минутку перезарядить кассету новой пластинкой.
И в сердцах павлодарцев осталась светлая память о человеке, который столько сил отдал тому, чтобы с помощью фотографии запечатлеть все, что связано с жизнью родного края.
Валерий Коренчук,
президент фотоклуба “МЕДЕО” |