|
Глазами поэта и фотографов
Все алматинские фотолюбители уже привыкли к тому, что выставки семейства Коренчуков имеют счастливую тенденцию повторяться с завидным постоянством. Достаточно сказать, что Ольга Коренчук со своим 10-летним стажем является четвертой по счету в мире по количеству международных выставок. А уж о ее наставнике в лице отца Валерия Коренчука и говорить не приходится. Вместе они получили практически все возможные награды в мире фотоискусства.
Данная же фотовыставка “Люблю тебя, Петра творенье”, открывшаяся в галерее “Улар”, все же отличается от многих предыдущих. Хотя бы уже потому, что здесь в качестве авторов выступает не привычный “дуэт”, а скорее “трио”. Галина Коренчук не просто стала соавтором, а, собственно, главным инициатором сей экспозиции. Семейная любовь к Пушкину и его наследию проявилась здесь в полной мере. Галина подобрала бессмертные пушкинские строки, через которые открывается величавый, немеркнущей красоты вид Санкт-Петербурга.
Самого же фотографа Петербург очаровал во время его учебы в Кораблестроительном институте (1959-1963 годы), когда и появились его первые снимки. Любопытно, что Ольга запечатлела этот город спустя 40 лет. И что интересно, они, как бы и не сговариваясь, фотографировали практически одни и те же места. Более того, нередко с одного и того же ракурса. Секрет такого единодушия, можно было бы предположить, кроется на генетическом уровне, но, как считает Валерий, скорее - это результат семейного воспитания. Ольга выросла в обстановке, в которой доминантой всегда была “ее величество фотография”. Без излишнего отцовского назидания она изучала ту же литературу, то есть она практически добросовестно прошла школу советского фотоискусства.
По наблюдениям Валерия и Ольги, в снимках, сделанных с разницей в 40 лет, очень мало различий: ведь памятники архитектуры, к счастью, не теряют со временем своей былой привлекательности. Разве что меняется фон - окружающая обстановка, которая выглядит то более ухоженной, то наоборот - в зависимости от обстоятельств.
Да, любовь к Пушкину можно проявлять по-разному. Это не первое и не последнее обращение “фотосемейства” к этой теме. Впереди ожидается подобная выставка, связанная с Москвой в пушкинской интерпретации. Сейчас же вниманию зрителей предлагаются 63 фотоснимка, сопровождаемых бессмертными строками поэта. Не конкурируя с гениальным певцом города, Коренчуки создали свой образ Петербурга. При этом сумели продемонстрировать свежее видение и свой незашоренный взгляд на эту, в общем, довольно популярную тему.
Гимн акварели
Вечный мой вернисаж - это строка из стихотворного посвящения “ее величеству акварели” художника Ю.С.Шнейдермана, предваряющего его персональную выставку в галерее “Вернисаж”. Если измерять творческий путь Юрия Самуиловича только в количественном выражении, он давно уже удостоен внесения в Книгу рекордов Гиннесса: 45 лет посвящено любимому творчеству, участвовал в более чем 130 выставках разного уровня, его работы хранятся в коллекциях более 30 стран дальнего зарубежья, создано более 7000 акварелей... И все это при том, что полюбившимся искусством с детских лет художник получил возможность заниматься относительно поздно.
Художник всю свою творческую жизнь занимается самообразованием. Знаковым событием для себя он считает знакомство с замечательным художником и выдающимся педагогом А.М.Черкасским, ставшим его первым наставником. Позже встреча и долгое общение с мастерами искусства Казахстана В.Антонищенко-Оленевым, У.Ажиевым, И.Квачко и другими помогли подниматься по ступеням мастерства. Особое место в его творческой биографии занимает мастер акварельной живописи И.Я.Стадничук, с которым связано около 30 лет дружбы. 8 лет из них он посещал акварельную студию “Пятница”. Акварель - предмет бесконечного вожделения и творческого азарта мастера. Удаются работы, написанные на одном дыхании, где каждый мазок безошибочен. Всякую неточность исправить практически невозможно, ибо эта техника требует чистоты и снайперского попадания цвета. Юрию Самуиловичу удаются акварельные экспромты, в которых тончайшие оттенки и состояния природы притягивают то негой и покоем, то буйством жизненной энергии.
Юрий Самуилович - путешественник со стажем. Его внимание особо привлекают города со своим характерным лицом. Естественно, незабываемую привлекательность создают памятники архитектуры, старинные улочки и площади, сохранившие свою многовековую ауру. Виды Львова и Ужгорода, Праги, представленные на выставке, выполнены в иной стилистической манере, которую сам автор обозначает как “живография”. И с этим определением трудно не согласиться. Тончайший черный линейный контур зданий придает особую звонкость цвету и наполняет изображаемые объекты захватывающим жизненным тонусом.
“45 акварельных лет” - так называется выставка Ю.С.Шнейдермана, и, против ожидания, художник осознанно отказался от ретроспективы, представив только последние работы. Это творческий принцип автора, которого он придерживается всегда, заботясь о своих зрителях. Ведь они приходят в предвкушении очередного чуда:
“Укрощать акварель - нету слаще награды
И увидеть людей восхищенные взгляды...”
О профессиональной состоятельности художника говорит тот факт, что он принят в члены Союза художников Казахстана, несмотря на отсутствие специального образования.
Мария Жумагулова |