|
Ольга Шишанова Столичная художественная галерея “Куланши” запустила к просмотру виртуальный мини-тур по выставке “Легенды”. И пока организаторы продумывают пути осуществления столь важного для них проекта, каждый зритель имеет возможность увидеть произведения знаменитых мастеров казахстанского искусства в онлайн-режиме на новом сайте галереи
Отцы рассказывают своим детям старые предания. Дочери и сыновья несут этот драгоценный груз дальше. Своим детям. Своим внукам. Художники, работы которых можно увидеть на сайте галереи, по словам организаторов, именно в таком ключе посвятили свои жизни искусству, правде, красоте и истории своего народа. Вчера ли творилась эта история или сотни, даже тысячи лет назад, это не важно. Крупицы детских воспоминаний из родового аула, встречи с друзьями за субботним обедом, впечатления от эпических сюжетов древних сказаний, новые знакомства, выражение лиц родных людей - все это превращается в историю народа, когда переносится художником на холст. Так же, как и годы оттепелей, застоев, перестроек, создание нового государства с тысячелетней судьбой. Все это художники, пропуская через фильтры сердечных чакр, через переломные моменты общественной жизни, свои переживания, превращают в произведения искусства. Только так и могут рождаться легенды, которые служат источником вдохновения и источником душевных сил для следующих поколений.
|
Абдрашит Садыханов
|
В нынешней экспозиции участвуют четыре художника. Это Абдрашит Садыханов, Сабур Мамбеев, Сагынтай Алимбет и Галым Каржасов. Разные судьбы, разные периоды, разные техники, совсем не похожие стили художественного письма, но глубокая привязанность к корням, уважение и интерес к истории своего народа, болезненная правдивость и поиск новых форм и техник в искусстве делают эту выставку цельным и понятным срезом развития казахской живописи предыдущего столетия. Так, Садыханов пытался понять тайну жизни, познать себя и окружающий мир. У него был свой, особый взгляд на все живое и неживое вокруг, его любимыми изречениями были “Мы приходим в этот мир в слезах, не ведая о его печалях”, “Твой настоящий дом, твое счастье и покой внутри тебя”. В его мастерской была удивительно теплая, светлая аура, располагающая к задушевной беседе о философии бытия, о сущности человеческой, о земле и Вселенной. А еще - много картин, на стене - исторические, памятные фотографии, листочки из школьных тетрадей, на которых написаны крылатые мысли из классики, Библии, Корана. И еще здесь было много хорошей музыки. Он был не просто живописцем, хотя его выставки прошли в Польше, Румынии, Италии, Франции и даже в Капитолии (Вашингтон, США), где за 200 с лишним лет не выставлялись произведения ни одного художника. Он работал на “Казахфильме” художником-постановщиком еще при жизни Шакена Айманова, а его произведения находятся сегодня не только в частных коллекциях, но и во многих известных музеях мира, например, в Третьяковской галерее. Не случайно все его картины являются гордостью национального изобразительного искусства Казахстана.
|
|
Сагынтай Алимбет |
Сабур Мамбеев |
|
|
Когда разговор заходит об этом мэтре искусства, многие ценители прекрасного искренне полагают, что именно со взмаха кисти Сабура Мамбеева началось становление национальной школы живописи. Заявляя при этом, что в картины художника можно всматриваться часами, а возвращаясь к их созерцанию на следующий день, находить ранее неуловимые смыслы. Сам мастер находил этому вполне прозаическое, по его мнению, объяснение, приговаривая: “Художник - это тот, кто видит вещи не такими, каковы они, а такими, каков он сам”. Так и Сабур Мамбеев нашел свою творческую интонацию на стыке казахской культуры и традиций мировой живописи. И потому все его творчество - от ранних работ и до зрелого периода - отмечено бесконечной работой над формой, которая становилась аккордом ко всем тончайшим движениям его чувств и мыслей. Он сам определял свою позицию как поиск единства, формы, цвета и пространства, которые должны найти гармонию, даже особую тональность осмысляемого образа. Но именно интерес Мамбеева к человеку, природе и жизни казахской семьи, сохраняющей традиции предков, наполнял всю его жизнь поисками этой особой формы, совершенной композиции, точных цветовых сочетаний, которые, не копируя натуру, говорили о ней больше, чем она сама. Произведения мастера из Актобе Сагынтая Алимбетова тоже повествуют об истории жизненного уклада казахов, о культуре и традициях предков, но уже в другом ключе. Работы художника многогранны и не укладываются в рамки привычных направлений изобразительного искусства. Одни картины полны реализма, другие футуристичные с элементами символизма. Но все они тесно перекликаются с историей, мифами и сказаниями казахского народа. При этом их объединяет неповторимый стиль автора, выраженный в необычных цветовых решениях.
|
Галым Каржасов
|
И, наконец, хотелось бы отметить, что творческое наследие Галыма Каржасова и после его ухода воздействует на людей, затрагивая в их душах чувствительные струны. Художник постоянно искал новые пути, он создавал знаковые образы, используя различные средства выражения. Ему, как никому другому, была присуща способность абстрагироваться, воплощая на полотне свои размышления, свой собственный поиск истины. Он любил экспериментировать - фактурность, незавершенность линий, коллаж, неожиданное цветовое решение. Все это моментально привлекало даже неискушенного зрителя на его выставках. Он был мастером, в полотнах которого национальный колорит присутствовал всегда, точно так же, как и в этноинструментах, которые он с любовью делал своими руками. А еще он прекрасно знал историю родного народа, был тонким знатоком генеалогии казахских родов...
Нур-Султан |