|
Ольга Шишанова Столичный театр “Астана Балет” продолжает онлайн-трансляции спектаклей. Ранее зрителям уже представили постановки, прошедшие на сцене театра в рамках Eurasian Dance Festival. На этот раз коллектив “Астана Балет” впервые собирается показать записи собственных выступлений - программу “Наследие Великой степи” и одноактный балет “Жусан”. Музыкальные темы приурочены к предстоящим праздникам - Дню защитника Отечества и к 75-летию Великой Победы
- Выбор спектаклей неслучаен. “Наследие Великой степи” - это собрание лучших сочинений казахстанских балетмейстеров, новое лицо национальной хореографии. В них отражены наши обычаи и традиции, дух народа и наша уникальная культура. Мы очень рады, что по случаю таких важных праздников наши зрители увидят именно эту программу, - подтвердили в пресс-службе театра. По словам балетмейстера-постановщика театра “Астана Балет” Айгуль Тати, “работая над новыми танцевальными композициями для театра “Астана Балет”, казахские хореографы всегда стараются найти гармоничное соотношение между этнографическим материалом и своими балетмейстерскими замыслами, не теряя при этом ощущение характера и неповторимого своеобразия национального танца. Именно поэтому в концертную программу “Наследие Великой степи” включены характерные народные танцы, воплощенные в разной стилистике и с использованием разнообразных художественных приемов”.
Так, один из номеров концертной программы - композиция “Арулар”. Она напоминает о том, что в истории есть немало сказаний, воспевающих женскую красоту, и потому образной концепцией для создания танца послужил традиционный национальный свадебный обряд “Беташар”. Смысл его известен всем, и потому в хореографический узор танца оказываются последовательно вплетены характерные элементы национальных обычаев, ритуалов. Например, поклоны (сќлем беру), которые выполняются в знак уважения к старшему или к гостю. Ну а органичный синтез хореографии, музыкального материала в исполнении этногруппы “Туран”, дизайн костюмов, аутентичных национальным нарядам, все эти составляющие и стали залогом успеха танцевальной композиции у зрителей. Другой яркий танцевальный номер - танец “Ќсем ћоѓыр” - поставили на музыку народной исполнительницы, кюйши Дины Нурпеисовой. Сила духа этого произведения наталкивает на мысль о создании на сцене образа истинной казахской женщины - ласковой и гордой, нежной и свободолюбивой. Чтобы посмотреть всю программу, необходимо зайти 7 мая в 20.00 на официальный Youtube-канал столичного театра “Астана Балет”, где и состоится показ спектакля “Наследие Великой степи”. Затем к 75-летию Великой Победы театр собирается показать в онлайн-трансляции одноактный балет “Жусан” в постановке казахстанского хореографа, главного режиссера театра “Астана Балет” Мукарам Авахри. Это первый в отечественной хореографии одноактный балет, посвященный национальной истории. В нем передан неукротимый дух народа, его мрачные и светлые страницы истории, великая жизненная сила, показанная через образ травы жусан (полынь). Либретто к этому балету написал известный поэт, режиссер, сценарист и исследователь кочевой культуры этнограф Бахыт Каирбеков. И, к слову, очень удачное. Поскольку хореографический язык “Жусана” - это сплав нескольких стилей: классического, современного и сontemporary dance, то и поэтический строй либретто очень точно определяет структуру самого балета. Спектакль состоит из семи картин, пролога и эпилога. Каждая из них, а это “Полынь”, “Кентавры”, “Небесный дар”, “Охота”, “Великий джут”, “Пробуждение” и “Нашествие”, рассказывает об одном эпизоде истории также из жизни Великой степи. Кроме того, авторы обратились к символам как к своеобразным знакам, расширяющим зрительский ассоциативный ряд. Уже в прологе возникает первый из них - колесо, древний символ кочевья. А затем создается целая галерея видеообразов, которые дополняют сюжет, усиливая хореографию и весь визуальный строй спектакля. Кстати, музыкальным лейтмотивом, темой спектакля стала казахская народная песня “Елiм-ай”. Знаковая казахская мелодия, искусно вплетенная в музыкальную ткань балета, появляется в нем всякий раз, когда речь идет о несуетном, вечном, как степь, как бесконечность движения круга, как бесконечность колеса кочевья. Напомним, что к этому символу степи в своих творениях обращался и Бахыт Каирбеков, чьи поэтические строки и образы как раз и стали, как уже упоминалось выше, основой балетного либретто. Да и вообще, в казахской культуре полынь и степь - символы Родины. Ведь пряный запах полыни нельзя спутать ни с каким другим, да еще на просторах Сарыарки, и потому жусан является к тому же образом-символом народной памяти. Что касается партитуры, то она умело составлена хореографом из произведений совершенно разных композиторов: Куата Шильдебаева, Арво Пярта, Карла Дженкинса, а в финале и вовсе звучит вторая часть второго концерта Сергея Рахманинова. Добавим, что спектакль покажут 9 мая в 20.00 на YouTube в формате “Премьеры”. Чтобы получить уведомление от платформы о начале спектакля, необходимо заранее подписаться на официальный канал театра “Астана Балет”.
Фото пресс-служба театра
Нур-Султан |