|
Ляззат Кусаинова В связи с пандемией в мире произошли немалые изменения. Большинству из нас пришлось познать все тонкости и прелести удаленной работы. Сфера искусства не стала исключением в сложившейся ситуации. К примеру, музеи по-прежнему продолжают свою деятельность, но теперь уже в режиме онлайн, поэтому абсолютно любой зритель может с максимальной безопасностью для своего здоровья насладиться представленными выставками
Гульмира Шалабаева - заслуженный деятель РК, профессор, директор ГМИ РК имени А. Кастеева ответила на вопросы корреспондента “НП” об онлайн-работе музея: чего ожидать после окончания эпидемии и о предпочтениях аудитории разных возрастов.
- Гульмира Кенжеболатовна, скажите, пожалуйста, музейное дело - увлекательная работа? - Я уверена, что для людей, которые работают в музеях, - это самая увлекательная работа, дело всей жизни. Возможно, со стороны может показаться, что это скучная, рутинная работа, но это лишь на первый взгляд, такой взгляд, скорее, у людей другого склада характера. Ведь известно, что кто-то не может жить без острых ощущений и выброса адреналина в опасных или рискованных заданиях. У нас другая стихия. И, конечно, любая деятельность должна увлекать человека, чтобы быть результативной и успешной. Поэтому из пришедших в музей людей остаются и задерживаются надолго или на всю жизнь именно те, кому это безумно интересно. Они становятся преданными своему делу. Не так давно услышала шутку, которая мне очень понравилась: “Мы приходим в музей отдыхать, а вы в этой красоте работаете!”. И это действительно так: кто-то приходит в музей отдохнуть душой, помедитировать, кто-то - получить заряд положительной духовной энергии, как в храме, кто-то - эстетическое удовольствие от созерцания произведений искусства, что, впрочем, тоже улучшает настроение, придает силы и эмоциональный подъем. А мы работаем в храме искусства, не забывая наслаждаться им. Работы - самой разнообразной - много. Причем у каждого сотрудника свои обязанности, но все вместе мы едины в одном порыве - создать атмосферу чистого искусства. Открытие выставок, презентации, с одной стороны - это работа, с другой - праздник! - Посетители старшего поколения более требовательны к экспозициям, чем молодые? - Пожалуй, вы правы! Наверное, в силу большего опыта, накопленных знаний, большей насмотренности. Они могут сравнивать, сопоставлять. Но замечаний практически не бывает, в книгах отзывов по выставкам мы видим всегда самые положительные отклики. Только однажды был случай, когда пожилая женщина выразила возмущение инсталляцией современного художника. Экспонат выставки Ербосына Мельдибекова “Вечное возвращение” в 2013 году действительно был на грани приличия, и мы, несмотря на возражение известного куратора Виктора Мизиано, убрали его в другой зал, снабдив закрытую дверь табличкой 18+. То есть мы сразу реагируем на замечания и предложения и не оставляем их без рассмотрения. А молодежь, в основном, смотрит безоговорочно, внимая и впитывая новое для себя. - Какой из экспонатов музея представляет наибольшую ценность? - Он не один, их много. По большому счету, все, что хранится в музее, включая фонды, является национальным культурным достоянием. А фонды у нас насчитывают более 24 тысяч экспонатов. Мы не аукционеры, не можем выразить стоимость работ в денежном эквиваленте, но такие художественные полотна, которые выставлены в постоянной экспозиции, - полотна Кастеева, Хлудова, Кенбаева, Исмаиловой, Галимбаевой и других - для нас бесценны! - В условиях цифровизации люди могут оставаться духовно богатыми? И что может поспособствовать этому? - Я думаю, все зависит опять же от интеллекта и уровня запросов отдельного человека. Кто-то может с утра до вечера играть в компьютерные игры, а кто-то извлекает из интернета максимум пользы для себя и собственного саморазвития. Интернет предоставляет море возможностей, и человек в ту же секунду получает именно то, что ему нужно и интересно. И только от тебя самого зависит, как ты потратишь свое время!
- Ваш музей каждый раз заставляет зрителей восхищаться красотой выставок и экспозиций! На время режима ЧП вы перешли в режим онлайн-работы, расскажите подробнее об этом. - Сейчас, в условиях карантина, музей перешел на режим работы в онлайне во всех соцсетях - “ВКонтакте”, “Одноклассниках”, в том числе и на самых популярных ветках - в “Фейсбуке” и “Инстаграме”. В эфир уже вышло около 50 сюжетов по шести рубрикам: мультимедийные лекции, виртуальные выставки, мастер-классы для детей, рубрики “Ожившие полотна” и “Диалоги со зрителем”, рубрика видеоархивов, было несколько онлайн-экскурсий - по залу Абылхана Кастеева, по русскому залу, по временной выставке Ивана Стадничука. Эти выпуски осуществили руководитель пресс-службы музея Оксана Танская и ученый секретарь музея Екатерина Резникова. Первый выпуск был в силу срочности сделан собственными усилиями, но затем к нам присоединился кинодокументалист Булат Нусимбеков, который неоднократно снимал сюжеты для “Хабара” в музее и раньше. В связи с этим экскурсия по русскому залу получилась на порядок лучше. Вообще, для работы и поддержания жизнедеятельности музея создали штаб на время карантина. Эту работу мы рассматриваем на сегодняшний день как основную. В онлайн-работе уже выступили 20 сотрудников музея.
Все выходы в эфир снабжаются хэштегом #неронлайн и #kasteyev_онлайн. В планах лекции для коллег других музеев в качестве повышения квалификации с последующей выдачей сертификатов. Уже третий год по государственной программе цифровизации мы снимаем в 3D-формате наши экспонаты. Пока отсняли скульптуру и уже выложили на сайт музея. В мечтах создать свою, профессионально сделанную виртуальную экскурсию по всему музею.
- Чего ожидать зрителям в предстоящем году от ГМИРК имени Кастеева? - В планах музея была зарубежная выставка в музее Вены, в Австрии. Однако в связи с пандемией от этой затеи пришлось отказаться, хотя предварительные договоренности у нас есть еще с прошлого года. Австрийские коллеги также не оставляют надежды на осуществление нашей выставки в их стенах и предлагают перенести ее на 2021 год. Надо отметить, что нынешний год для музея юбилейный - музею исполняется 85 лет. Планы у нас были грандиозные, теперь они подвергнутся коррекции. Надежды не теряем! Поживем - увидим! |