|
Ляззат Кусаинова Его интерес к музыке возник еще в далеком детстве: прослушивание виниловых пластинок, любительское разучивание музыкальных произведений. И, казалось бы, в немузыкальной семье маловероятно, что у кого-то из детишек может проснуться тяга к тому, чтобы посвятить собственную жизнь Ее Величеству музыке
Канат Омаров является художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра, а также главным дирижером КГАТОБ имени Абая. Музыкант окончил Казахскую национальную консерватории имени Курмангазы. А на протяжении обучения ему то и дело попадались мэтры музыкальной периферии, среди них следующие имена: народный артист Казахстана, профессор и главный дирижер ГАСО РК Толепберген Абдрашев; Павел Тарасаевич - дирижер государственного камерного оркестра “Камерат Казахстан”, по классу “саксофон” обучался у Константина Добровольского. Одним из важнейших событий в жизни Каната Омарова, пожалуй, станет зарубежная стажировка, прошедшая под руководством самого Фабио Луизи - главного дирижера Венского симфонического оркестра.
В беседе с корреспондентом “НП” музыкант поделился своим видением музыки, как он любит проводить свободное время и где помимо репетиций его можно встретить. - Как вы считаете, быть музыкантом - призвание или все же возможно с помощью упорного труда достичь вершин на музыкальном олимпе? Например, если человек не обладает музыкальным слухом... - Конечно, слух есть у всех. Но именно музыкальный слух надо воспитывать. Люди, наделенные абсолютным музыкальным слухом, которые слышат каждую ноту, нуждаются в том, чтобы пройти определенное воспитание. Музыка - это соотношение и взаимоотношение звука к звуку, ноты к ноте, интервала к интервалу. Ты должен слышать каждое расстояние и натяжение. Это и дает в совокупности музыкальный слух. Всему этому обучают на таких базовых предметах, как сольфеджио или хор. А дальше музыканты могут изощряться до беспредельных возможностей. Я не могу сказать насчет призвания, но определенные способности, такие как слух, чувство ритма, должны присутствовать. Над этими вещами профессиональному музыканту нужно работать всю жизнь. Каждый день. - Вы говорите, что музыке надо уделять внимание и время каждый день. Бывают ли дни, когда вы не занимаетесь? - В моем случае такого практически не бывает, что я не занимаюсь. Дирижеру в принципе не нужен инструмент для занятий. Я читаю музыкальные сборники так же, как вы читаете обычные книги. Когда я смотрю на ноты, они параллельно звучат у меня в голове. А вот как саксофонист - да, бывало такое, что и помногу не брал в руки инструмент. На саксофоне ты должен постоянно тренироваться, так как там уже многое связано с мышцами, и ты вынужден развивать их. Это как у спортсменов - ты должен быть в тонусе постоянно. Бывает, конечно, что во время отпуска оставляешь занятия музыкой. - Расскажите, пожалуйста, о подготовке к фестивалю “Самѕау”. Как сильно отличается подобный проект от тех, которыми вы обычно занимаетесь? - Вы правы, это мероприятие немного другого формата. Инициатором и автором идеи является народная артистка Жания Аубакирова. Первый концерт уже прошел год назад в городе Астане (Нур-Султан). Подготовка к предстоящему концерту проходила длительный период - в течение всего года: репетиции с музыкантами и певцами, а также настройки звука и света. Но больше всего времени, наверно, потребовалось на подготовку материала: аранжировки, оркестровки. Очень долго работали - выбирали песни. Происходит симбиоз классических музыкантов и музыкантов направления популярной музыки. В чем особенность этого проекта? Именно в отношении к самим песням - они зазвучат совсем по-другому. Мы очень постарались сделать так, чтобы эти произведения приобрели какую-то новую жизнь. Конечно же, проделана огромная работа: все это мы вместе слушали, смотрели, поправляли, исправляли. Казахские народные песни требуют очень внимательного подхода: с одной стороны, чтобы не испортить; с другой - чтобы дать им новое дыхание. Каждый композитор привнес что-то свое. Музыканты - большие профессионалы, которые могут работать и в классическо-академической сфере и также играют джазовую и популярную музыку. Изюминка этого концерта в том, что он далеко не эстрадный. Я очень счастлив, что принимаю в этом участие: начиная от обсуждения идеи и впредь до воплощения. - Какие нелепые случаи вам запомнились за период работы художественным руководителем ГАСО РК? - Честно говоря, я не припомню. В основном такое может происходить на репетиции, там случается много всего. А вот в зале на выступлении конфузов точно не было. Пока все идет нормально (улыбается). - Поделитесь, пожалуйста, вашими творческими планами с читателями. - У ГАСО РК есть цикл концертов, который входит в годовой абонемент. Каждый концерт у нас разная программа. Приезжают зарубежные музыканты, которые работают с нашим оркестром. Впереди у меня один из важных концертов, который также входит в годовой абонемент. Он запланирован 22 мая совместно с великолепным скрипачом Ержаном Кулибаевым. В программе будут американские композиторы. Мы исполним серенаду Л. Бернстайна. Когда-то уже сотрудничали с ним и по сей день стараемся не останавливаться и не понижать планку. - Ваши три любимые композиции вне зависимости от жанра... - Любимая композиция - это та, над которой я работаю сейчас. И так каждый раз. Мне на ум приходит или классическая, или джазовая музыка. - Немного банальный вопрос, но все же интересно узнать - какое у вас хобби? - Гулять, ходить пешком, общаться с друзьями. У меня нет определенного хобби. То есть я не занимаюсь, чем-то конкретно вне музыки. Пешком могу походить, когда есть свободное время. С друзьями поговорить, с которыми давно не виделся. Или встретиться с теми же музыкантами, но уже не по рабочим вопросам, а чтобы просто помузицировать где-нибудь в студии. Такое обычно не планируется. - Где набираетесь вдохновения? - Вдохновения набираюсь в партитурах, фильмах, книгах. Когда-то мне нравились фильмы Андрея Тарковского, и я прочел его уроки режиссуры. Но я не киноман. А фильм, к которому возвращаюсь, это “Зеркало”. |