|
Ольга Шишанова Долгожданная премьера балета-сказки “Золушка” на музыку Сергея Прокофьева, что состоялась в столичном театре “Астана-Балет”, имела невероятный успех. Накануне премьеры российский хореограф-постановщик Надежда Калинина любезно ответила на вопросы “НП” в эксклюзивном интервью
- Надежда, в чем особенность вашей постановки балета “Золушка”? - Главной особенностью, и при этом непривычной для “Астана-Балет”, мне кажется, является большая конструкция-декорация, выполненная как в живописном, так и в жестком варианте одновременно. Эта конструкция представляет собой книгу, которая на протяжении всего спектакля трансформируется в разные положения, создавая и показывая чудесный сад и дом, а также декорации бальной залы. С одной стороны, это, конечно, проблематично - такое ее создание, конструкция очень тяжелая, с другой - результат себя должен оправдать. Кроме того, у нас есть несколько необычных находок - воздушный шар, который для Золушки заменяет карету, а еще - художественное решение и воплощение некоторых сцен, которые довольно-таки, на мой взгляд, нестандартны и могут быть для зрителя непривычными. Так что, думаю, мы удивили даже знатоков спектакля.
- Что касается хореографического воплощения спектакля... Ведь “Золушку” ставили много и везде, и по-разному. Чем отличается ваша героиня? - Она, смею надеяться, воплощена мной так, что спутать эту постановку с какой-то другой вряд ли получится. Потому что и Золушка, и спектакль говорят на моем хореографическом лексическом языке. Я так ее почувствовала и хотела, чтобы артисты тоже разговаривали на моем языке. Моя Золушка более нежная, более порывистая, а на балу так и вовсе можно наблюдать ее где-то даже страстной. Она очень разная в самых разных ситуациях, будучи одновременно, по моему мнению, жертвенной и чувственной. И я не знаю, какими категориями это можно объяснить. Модерн? Просто сейчас уже не существует таких границ, что были раньше. - Как долго вы вырабатывали ваш хореографический стилистический язык? Как все начиналось? - Мне кажется, что он до сих пор формируется - от спектакля к спектаклю и поэтому до конца еще не оформился, не выработался. У меня пока это пока всего лишь 16-й или 17-й сюжетный спектакль, тогда как мне мои коллеги заявили, что вот, когда у меня их будет 20, вот тогда будет считаться, что я выработала свой почерк и творческий язык. Хотя многие, те, кто меня давно знают, понимают - да, это Калинина. - Кто из героев истории вам ближе? - Любимчиков у меня не бывает. Каждый персонаж - мой любимый ребенок, как и весь спектакль, рождается в муках творчества. Я бы даже сказала, что, как слепой котенок, сначала - он нащупывает окружающий его мир, не зная что, где и как. И происходит это благодаря артистам, которые являются моими со-творцами в любой моей постановке. Ведь многое зависит от них, от их возможностей, часто - даже от их желания. Поэтому у нас получается совместный проект, в котором нет никаких предпочтений или избранных. - Почему для постановки выбрали именно “Золушку”? - Это был заказ руководства театра, благодаря которому мне предложили поставить двухактный балет “Золушка”, нацеленный на детскую и семейную аудитории. Потому что, вы знаете, “Золушек”, я бы сказала, очень много - есть спектакли, в которых через призму истории героини показана политика, есть, вы удивитесь, даже военные истории, а в Монте-Карло поставили спектакль о Золушке и вовсе по Фрейду... Любопытно, что во всех все равно использовали музыку Сергея Прокофьева. Так что передо мной поставили вполне определенную задачу, которую озвучило художественное руководство театра “Астана-Балет”. И считаю, что этой своей постановкой я их пожелания максимально выполнила. - В современном балете вы предпочитаете классику или все-таки придерживаетесь традиций неоклассического танца? - Ни то, ни другое. Потому что для каждого спектакля я нахожу свое решение, и мне нравится все - когда по теме, по сюжету, по образу я могу внедрить современные элементы танца либо, наоборот, придерживаться классических моментов при воплощении того или иного замысла. Есть и третий вариант, когда я выбираю и создаю своеобразный синтез из всего, что соответствует и требуется, на мой взгляд, этой сцене под эту музыку. И при этом даже не задумываюсь - вышла ли я за рамки своего стиля или нет, я просто делаю это, и все. Кстати, в “моей Золушке” нам очень сложно давались мизансцены, где не нужно было танцевать, а показать игру, да еще так, чтобы это стало доступно и понятно зрителю. Это всегда вызывает больше сложностей, как правило, ведь это определенные жесты, позы, реакции - сюжетный спектакль требует постоянного существования Золушки на сцене. И не просто исполняющей лишь танец. Так что иногда станцевать 32 фуэте бывает даже проще, чем показать в полной мере и с накалом актерскую игру. - Где тяжелее и в то же время интереснее работать - в Санкт-Петербурге, Омске или Нур-Султане? - Везде свои сложности, и не только в перечисленных городах, но и в разных странах - во Франции они одни, в США - другие, в России или Казахстане - третьи. Но мне везде интересно работать, и это для меня самое главное. Мне важно, чтобы я хотела приходить в балетные классы, работать с конкретными артистами. Так что очень важен в первую очередь человеческий фактор, а не география или страна. Важнее всего люди, их взаимодействие между собой.
Нур-Султан |