|
Ольга Шишанова “Абай породил сто поэтов, а сегодня сто поэтов не могут родить одного Абая” - в столичном театре “Астана Опера” состоялась официальная церемония начала празднования 175-летнего юбилея великого мыслителя и поэта казахского народа Абая Кунанбаева
Абай Кунанбаев - великий казахский поэт и композитор, мыслитель, просветитель и общественный деятель. Его имя давно известно за пределами Казахстана, поскольку значительным явлением мирового масштаба Абай стал не только благодаря своим литературным поискам - он не ограничивался ее рамками, хотя литература оказалась для него своеобразными золотыми воротами в безграничный мир всечеловеческого духа. Но она также предоставила великому мыслителю возможность проникнуть во все сферы основополагающего бытия, во все бесконечные явления мира, человека, нации, истории, духа в их неразрывном единстве, целостности, гармонии и раздвинуть границы человеческого познания. Не случайно в 1995 году во всем мире под эгидой ЮНЕСКО широко праздновалось 150-летие Абая.
В этом же году исполняется 175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева. Планируется провести почти 500 масштабных мероприятий на государственном и международном уровне. “Но это все делается не ради развлечений и празднеств, а для того, чтобы мы развивали свое сознание, кругозор, и развивались духовно”, - отметил в своей статье, посвященный 175-летию Абая Кунанбаева “Абай и Казахстан в XXI веке”, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Напомним, что отец назвал будущего акына Ибрагимом. Однако мать Улжан и бабушка Зере прозвали его ласково Абаем. Это означает “старший брат, широкий”. И, правда, великий акын был старшим братом для всех, широк духом, как море. А еще он считал, что для своего мужа жена - близкий друг, равноправный товарищ, от которого зависят благо и счастье домашнего очага. Для того времени такие взгляды были глубоко прогрессивны. Так что Абай был не только величайшим поэтом, философом, композитором, исполнителем песен и стихов, оратором, но и советником, и печальником народа. К нему шли, ехали за разрешением тяжб из самых отдаленных уголков степи. Знали - там, где и уполномоченные бии, и волостные ничего не решат, Абай верно разберет, примирит, посоветует, свершит правый суд. И сделает это не холодно, одним взвешивающим все точно рассудком, но с живым участием и сочувствием. Более того, великий Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. Например, он впервые в казахской литературе создал поэтические произведения о назначении поэта и поэзии. Соединял элементы пейзажной, любовной лирики с философскими обобщениями и просветительско-гуманистическими идеями. Да и художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики содержания самой поэзии - многие стихи написаны им в форме лирических монологов. А вот сюжеты поэм “Искандер”, “Масгуд”, “Сказание об Азиме”, которые он создал в 1887 году, построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы. Но особенно, по мнению абаеведов, значительным вкладом великого Абая в развитие художественной прозы и общественной мысли стали “Слова назидания”, написанные им в период с 1890 по 1898 год. Содержание этой книги составляют 45 “Слов назидания”, многообразных по тематике. Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам народной мудрости во времена Абая, не утратили они своей актуальности и сегодня. Так, центральная идея “Слов назидания” - вера в торжество гуманистических идеалов, в безграничные возможности родного народа. Кроме того, органичная часть творчества Абая - его переводы на казахский язык произведений русских классиков. Он сделал почти полсотни таких, переведя произведения Пушкина, Лермонтова и Крылова. Но с особым вдохновением Абай работал над отрывками из поэмы Пушкина “Евгений Онегин” - “Письмо Татьяны”, “Ответ Онегина”, “Слово Ленского”. Не менее превосходным образцом его литературного перевода стали стихотворения Лермонтова и басни Крылова, где он сумел тонко, как никто до него, передать выразительность и простоту русского языка. И, наконец, не менее важное место в творчестве великого Абая и в истории казахского национального искусства занимает его музыкальное наследие. Абай прекрасно знал множество кюев, высоко ценил песни народных композиторов Биржан-сала, Акана Сери и Таттимбета, Жаяу Мусы. И более всего музыкальный дар поэта нашел свое отражение снова в лирических песнях, а еще он ввел в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка. Потому-то все его произведения невозможно уместить в один-два объемистых тома, так как они заключают в себе целый океан чувств и мыслей. Как говорят, великий человек - велик во всем...
Нур-Султан |