ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сказание об Абае Культура

Ольга Шишанова
“Абай породил сто поэтов, а сегодня сто поэтов не могут родить одного Абая” - в столичном театре “Астана Опера” состоялась официальная церемония начала празднования 175-летнего юбилея великого мыслителя и поэта казахского народа Абая Кунанбаева

Абай Кунанбаев - великий казахский поэт и композитор, мыслитель, просветитель и общественный деятель. Его имя давно известно за пределами Казахстана, поскольку значительным явлением мирового масштаба Абай стал не только благодаря своим литературным поискам - он не ограничивался ее рамками, хотя литература оказалась для него своеобразными золотыми воротами в безграничный мир всечеловеческого духа. Но она также предоставила великому мыслителю возможность проникнуть во все сферы основополагающего бытия, во все бесконечные явления мира, человека, нации, истории, духа в их неразрывном единстве, целостности, гармонии и раздвинуть границы человеческого познания. Не случайно в 1995 году во всем мире под эгидой ЮНЕСКО широко праздновалось 150-летие Абая.

 

 

В этом же году исполняется 175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева. Планируется провести почти 500 масштабных мероприятий на государственном и международном уровне. “Но это все делается не ради развлечений и празднеств, а для того, чтобы мы развивали свое сознание, кругозор, и развивались духовно”, - отметил в своей статье, посвященный 175-летию Абая Кунанбаева “Абай и Казахстан в XXI веке”, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Напомним, что отец назвал будущего акына Ибрагимом. Однако мать Улжан и бабушка Зере прозвали его ласково Абаем. Это означает “старший брат, широкий”. И, правда, великий акын был старшим братом для всех, широк духом, как море. А еще он считал, что для своего мужа жена - близкий друг, равноправный товарищ, от которого зависят благо и счастье домашнего очага. Для того времени такие взгляды были глубоко прогрессивны. Так что Абай был не только величайшим поэтом, философом, композитором, исполнителем песен и стихов, оратором, но и советником, и печальником народа. К нему шли, ехали за разрешением тяжб из самых отдаленных уголков степи. Знали - там, где и уполномоченные бии, и волостные ничего не решат, Абай верно разберет, примирит, посоветует, свершит правый суд. И сделает это не холодно, одним взвешивающим все точно рассудком, но с живым участием и сочувствием.
Более того, великий Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. Например, он впервые в казахской литературе создал поэтические произведения о назначении поэта и поэзии. Соединял элементы пейзажной, любовной лирики с философскими обобщениями и просветительско-гуманистическими идеями. Да и художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики содержания самой поэзии - многие стихи написаны им в форме лирических монологов. А вот сюжеты поэм “Искандер”, “Масгуд”, “Сказание об Азиме”, которые он создал в 1887 году, построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы.
Но особенно, по мнению абаеведов, значительным вкладом великого Абая в развитие художественной прозы и общественной мысли стали “Слова назидания”, написанные им в период с 1890 по 1898 год. Содержание этой книги составляют 45 “Слов назидания”, многообразных по тематике. Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам народной мудрости во времена Абая, не утратили они своей актуальности и сегодня. Так, центральная идея “Слов назидания” - вера в торжество гуманистических идеалов, в безграничные возможности родного народа.
Кроме того, органичная часть творчества Абая - его переводы на казахский язык произведений русских классиков. Он сделал почти полсотни таких, переведя произведения Пушкина, Лермонтова и Крылова. Но с особым вдохновением Абай работал над отрывками из поэмы Пушкина “Евгений Онегин” - “Письмо Татьяны”, “Ответ Онегина”, “Слово Ленского”. Не менее превосходным образцом его литературного перевода стали стихотворения Лермонтова и басни Крылова, где он сумел тонко, как никто до него, передать выразительность и простоту русского языка.
И, наконец, не менее важное место в творчестве великого Абая и в истории казахского национального искусства занимает его музыкальное наследие. Абай прекрасно знал множество кюев, высоко ценил песни народных композиторов Биржан-сала, Акана Сери и Таттимбета, Жаяу Мусы. И более всего музыкальный дар поэта нашел свое отражение снова в лирических песнях, а еще он ввел в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка. Потому-то все его произведения невозможно уместить в один-два объемистых тома, так как они заключают в себе целый океан чувств и мыслей. Как говорят, великий человек - велик во всем...

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение