|
Магия цвета
Под таким названием в галерее “Ою” открылась экспозиция из 30 живописных работ Гульжамал Тагеновой, явившаяся своеобразным творческим отчетом художницы за 15 лет деятельности в этой сфере. Многим деятелям искусства свойственно подводить черту под определенным периодом своих изысканий. И это отнюдь не дань собственному тщеславию, а как бы констатация, прежде всего, удавшихся моментов в творческих поисках с тем, чтобы начать новый этап своей биографии.
Так и случилось у Гульжамал. Взяв необходимую паузу после участия в многочисленных художественных проектах, она предстала перед поклонниками своего творчества в новом качестве. Она буквально испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение в соприкосновении с бесконечно богатым миром цвета, через который ей удается передать многообразие щедрого на события впечатления от окружающей среды. Ее картины изысканны, по-своему “аристократичны”. Со свойственной только женщине тонкостью она уделяет внимание и формату своих произведений, что позволяет им без труда “вживаться” в любое пространство. Так, диптих “Цыганочки” выстроен по вертикали, подчеркивая утонченную грацию персонажей, а характерная их этносу привязанность к яркому убранству хоть и решена совершенно абстрактно и декоративно, но вполне в цыганском духе.
Художница, возможно, неосознанно, поставила своей задачей не утомлять зрителя. И это удается ей в полной мере. Разнообразие жанров, где незамысловатые виды уютных домиков соседствуют с царственными панорамами великолепных дворцов, каналов, набережных Венеции, южной экзотикой Стамбула и Дубая, перемежаются с портретами, натюрмортами, сюжетными композициями. И во всех работах - царство цвета. Отдельные картины воспринимаются как мозаичные панно, создают иллюзию красочного лоскутного одеяла - пэчворка, либо мерцают как цветные осколки витражей. В небольшом по формату полотне “Солнечный день” создаются отдаленные ассоциации с почерком незабвенного Матисса. В передаче женских национальных образов (“Дуэт”, “Беташар”, “Дочь Туркестана”, “Акку”) Гульжамал удается свести воедино декоративное изящество с эпическим духом произведений.
Алла Дубровина, искусствовед:
- Выставка художницы, посвященная 15-летию ее творческой деятельности, демонстрирует последние работы, созданные за период 2007-2008 годов. Она предпочитает показать зрителю, что сделано ею сейчас, а не представляет ретроспективу своего творчества. И это вполне обоснованно, ибо можно предположить, что впереди у этого автора ожидается еще немало новых этапов творческого поиска. Тем более, что Гульжамал - художница очень активная и не останавливается на достигнутом. Если раньше она отдавала предпочтение пейзажу, то сейчас ее творчество представляет жанровое разнообразие. В ее живописи появилось больше мягкости и гармоничного соотношения деталей.
Алматинские
дворики
Галерея “Улар” в свое время открыла имя алматинского художника Нурлана Абишева, организовав в своих стенах его персональную выставку.
Cпустя семь лет Нурлан вновь представил вниманию зрителей свои последние работы.
В экспозиции представлены два самостоятельных раздела творчества Нурлана Абишева. Выставочное пространство галереи дает возможность для автономного восприятия. Художник никогда не зацикливается на одном жанре, пробуя свои силы в различных направлениях, стилях исполнения. “Алматы” - излюбленный объект для передачи его эмоциональных переживаний.
Ностальгические ноты настроения автора передаются зрителю через лирическую фиксацию алматинских двориков. Он - певец микрорайонов, доставшихся нам в наследство от советской эпохи. В некоторой неказистости 2-3-5-этажек, небольших пристроек, деревьев есть теплая печать недавнего, но ушедшего безвозвратно времени. И по контрасту - в исполнении Нурлана - дыхание современного мегаполиса, динамично наступающего нам на пятки. Здесь иной ритм, мягкий свет сменяется локальными пятнами современных застроек, есть некая агрессия иных масштабов.
О сентиментальности художественного таланта Нурлана свидетельствуют его графические серии. Нурлана завораживает текучая плавность линий, то мягко обтекающих абрис изображений, то в своей упругости и динамике создающих эффект эмоциональной и художественной напряженности. Причудливые элементы ткут нежный и гибкий узор, создавая иллюзию черно-белого кружева. Нурлан дорожит впечатлением чистоты листа, вовремя останавливаясь и не напрягая композицию. В его работах ощущается аромат ушедших эпох, без ложного пафоса и эклектики.
Несколько лет Нурлан посвятил работе в кино, где решил попробовать свои творческие возможности в новой для себя ипостаси - художника-постановщика, декоратора. О том, что это ему удалось, в полной мере свидетельствуют награды - стал лауреатом казахстанского кинофестиваля “Звезды Шакена” в 2004 году (фильм “Остров Возрождения”), лауреатом российского кинофестиваля “КиноШок” (2004 г., Анапа), обладателем Гран-при за лучшее художественное решение фильма на XV кинофестивале “Золотой витязь” (2005 г., Челябинск). Участие в проекте “Кочевник” открыло новые перспективы в освоении кинопространства и приобретении нового опыта в сотрудничестве с зарубежными художниками и менеджерами в оптимальной организации кинодеятельности.
Данная выставка позволяет зрителям наглядно убедиться в разносторонности дарований художника, которые он намерен развивать и совершенствовать.
Мария Жумагулова |