|
Ляззат Кусаинова В Алматы в Государственном музее искусств имени А. Кастеева с большим успехом и высоким интересом местных жителей проходит выставка “Раритеты галереи Pygmalion”, на которой представлены работы мастеров, чьи имена известны всем не безразличным к искусству людям, - Пикассо, Шагала, Дали, Миро, Дюрера, Ренуара, Матисса. А также не менее талантливых художников Азии эпохи Эдо - Тоехара Кунитика, Утагава Куниеси, Утагава Кунисада и Утагава Хиросигэ
Выставка “Раритеты галереи Pygmalion” - лучшие образцы европейской печатной графики и японской гравюры - организована при содействии Министерства культуры и спорта РК. Уникальность этого мероприятия в том, что коллекция Pygmalion Gallery является частным собранием, которое формировалось более двадцати пяти лет. Представлены выдающиеся художники мировой величины, каждый из которых оставил неповторимый след в мире изобразительного искусства. Выставка “Раритеты галереи Pygmalion” при всем разнообразии экспонатов имеет одну удивительную особенность - все они выполнены в технике печатной графики. Выставка состоит из двух впечатляющих разделов: в одной части собраны работы мастеров Европы, второй же раздел относится к утонченной Азии. Последний представлен в жанровой ксилографии укие-э - образы переменчивого мира. Среди этого жанра выделяется три вида гравюры: станковые листы, иллюстрированные книги и, конечно же, альбомы с гравюрами. По причине массового производства гравюры были доступными по цене. Помимо этого пользовались популярностью при оформлении жилищного интерьера и высоким спросом для преподнесения в качестве подарка. Одним словом, это была отличная альтернатива для местных жителей, которые не могли себе позволить приобретать дорогостоящую живопись. Цена одного листа равнялась двум - трем чашкам риса или лапши. Благодаря такой доступности этот вид искусства стремительно завоевывал популярность, и именно поэтому многие художники обращались к нему. Чуть позже уже возникают различные жанры гравюр: бидзин-га - изображение красавец, якуся-э - актеры театра Кабуки, сюнга - эротические гравюры, кате-га цветы и птицы, фукэй-га - пейзажи, муся-э - изображение известных самураев, а также утива-э - изображения на веерах утива. На первых порах гравюры были исключительно черно-белыми, поскольку мастера использовали только тушь для своих работ. А уже в начале XVIII века некоторые из экспозиций раскрашивали вручную с помощью кисти.
Куратор выставки, кандидат искусствоведения, член Союза художников РК, ученый секретарь Государственного музея искусств РК имени А.Кастеева Екатерина Резникова рассказала об особенностях европейского раздела: “Благодаря выставке мы имеем возможность посмотреть на разнообразные виды и технологии печатной графики. Начиная от гравюры на меди, которую совершенствовал в своем творчестве Дюрер, и вплоть до других технологий и видов, как например литография, ксилография. Альбрехт Дюрер - художник XVI века, безусловно, мастер-универсал, реализовавший себя и как живописец, и как мастер печатной графики, в частности, именно гравюра на меди. Благодаря его открытиям в печатной графике произошло усовершенствование технологии печати. XX век совершенно не похож на предшествующую историю искусства. Этот период ломает все стереотипы, все привычные установки классического академического искусства, которые существовали и главенствовали до этого времени. Благодаря художникам, чьи работы представлены на этой выставке, мы можем увидеть индивидуальный авторский стиль каждого из них. Это Пикассо, Матисс, Шагал, Дали, Миро и Ренуар. Мы можем попытаться понять, почему в творчестве этих мастеров происходили трансформации. С одной стороны, они отталкиваются от реальных образов и реального мира, а с другой стороны - они очень сильно все это трансформируют. Глядя на эти работы, можно увидеть, кто и как творил. У Пикассо - это подчеркнутый силуэт, подвижная дробная линия, даже, можно сказать, пульсирующая. У Дали образы напоминают сновидения или какие-то странные видения. У Матисса раскрывается его безупречное владение линией, когда тончайший контур, обозначающий всего лишь очертание предметов, уже дает понимание того, как они расположены в пространстве. Шагал - совершенно удивительный художник, которого невозможно отнести к какому-то конкретному стилю. Тема любви сквозной линией проходит в его работах”.
За два с половиной месяца представленные шедевры оценили 45 тысяч зрителей. Это мероприятие посещают все от мала до велика. Зрители не упускают возможности детально рассмотреть раритетные экспозиции, постараться проникнуться, понять идею, которую заложил в свое творение автор. А понравившиеся картины ценители искусства фотографируют. Поскольку галерея является частной, то у каждого посетителя есть возможность приобрести понравившееся произведение.
Выставка “Раритеты галереи Pygmalion” продлится до 26 января.
Фото Талгата Галимова |