Тридцать лет своей жизни Фархатжан Давутов отдал театральной сцене, которой верно продолжает служить и по сей день. И почитает это для себя великой наградой. Ведь его драматический дар, уверен актер, передан ему по наследству. Правда, в своей семье он - первый актер, по профессии, но музыкальные способности явно получил от своих предков
“Нас, детей, в семье было шестеро, и каждый пел практически с детства, но профессионально состоялся только я”, - рассказывает Фархатжан. И сейчас перед его глазами ясно стоит картина, как мама, старательно заперев все двери, высвобождала переполнявшие ее чувства через пение. Ведь мусульманское воспитание в то время несколько ограничивало творческие возможности женщины.
Можно сказать, с молоком матери будущий актер впитывал в себя музыкальные традиции своего народа. Уже тогда его сердце навсегда покорил мукам - народный музыкально-этнический жанр, который он будет виртуозно использовать впоследствии в своей будущей профессии. Ведь Фархатжан Давутов - актер универсального склада. Он счастливо сочетает в себе драматический талант с вокальными способностями.
После завершения учебы в Ташкентском театрально-художественном институте он сразу по направлению попал в Республиканский государственный уйгурский театр музыкальной комедии, где работает и сегодня. Здесь ему удалось вполне реализовать свой творческий потенциал. Он - один из самых востребованных актеров. Практически нет ни одного спектакля без его участия. Колоритная внешность, врожденный дар перевоплощения, хорошо поставленный голос позволяют ему уютно чувствовать себя на сцене в любой роли.
У Фархатжана есть одно счастливое свойство, в котором нуждается любая творческая личность - жажда самосовершенствования и преданность избранной стезе. Ведь ни для кого не секрет, что в нашей стране, к сожалению, пока сфера культуры продолжает финансироваться по остаточному принципу. Но здоровый фанатизм Фархатжана постоянно подогревает и поддерживает в нем творческий огонь.
В советское время гастрольные поездки, обмен творческим опытом, участие в конкурсах позволяли ему неустанно оттачивать свое актерское мастерство, находиться в нужном тонусе. У него хватает энтузиазма и сил участвовать также в программах созданного при театре фольклорного ансамбля “Нава”. В качестве солиста этого коллектива Фархатжан трижды участвовал в фестивале тюркоязычных народов в Стамбуле, откуда ансамбль возвращался со званием лауреата. Этот опыт позволяет ему дальше развивать вокальные данные.
Одной из основных вех в своем творчестве Фархатжан считает свою роль в спектакле “Махамбет” по пьесе Акима Тарази, посвященном 200-летию казахского национального героя. Эта постановка стоит особняком не только для актера, но и для всего коллектива. Уйгурский театр стал первым среди национальных коллективов Казахстана, поставившим спектакль на государственном языке. Для Фархатжана эта роль оказалась особо ответственной, ведь ему предстояло найти собственную трактовку образа, учитывая, что до него 13 актеров воплощали на сцене личность Махамбета, по произведению выдающегося писателя Ильяса Жансугурова.
Драма же Акима Тарази представляет собой совершенно новое в стилистическом отношении произведение, потребовавшее специфических форм художественной выразительности. В постановке Асылханова - это фантасмагория, где идет временное смещение, потребовавшее и особого пластического языка. Здесь весь спектакль практически держится на одном актере, без перерывов и пауз. Это потребовало от него максимума духовной и физической отдачи. Только 25 куплетов терме, отличающихся невероятной музыкальной сложностью, нуждались в профессиональном, чисто национальном исполнении. Фархатжану удалось вжиться в образ многогранной личности Махамбета.
Однозначно то, что трактовка героя Ф.Давутовым не имеет аналогов с предыдущими исполнителями. И как подтверждение - отзыв самого автора, Акима Тарази, что Фархатжан в роли Махамбета ни в одном эпизоде ни разу не повторился. В этой роли он, безусловно, достиг высшей планки своего мастерства. Синтетичность его дарования позволила ему наряду с глубоким психологизмом решения образа противоречивой натуры поэта-бунтаря раскрыть талант народного акына. По признанию самого актера, он попытался до конца прочувствовать всю гамму переживаний Махамбета, проводя аналогию с образом Садыр-палуана, героя уйгурского народа.
Недавно в театре состоялся бенефис Фархатжана Давутова - как своеобразный творческий итог его 30-летней актерской деятельности. Актер в прекрасной творческой форме, что позволяет зрителям еще долго наслаждаться его самозабвенным служением театральной музе.
Мария Жумагулова |