|
Мира Мустафина
Государственный академический театр танца РК под руководством народного артиста республики Булата Аюханова, известный больше как “Молодой балет Алма-Аты”, подарил алматинцам неповторимый вечер балета.
Это был настоящий праздник, который надолго останется в памяти.
К 500-летию жемчужины легендарного казахского эпоса “Кыз Жибек” коллектив подготовил новую постановку. Премьера состоялась на сцене ГАТОБ имени Абая. “Гак-ку - клич лебедя” (музыка А.Исаковой, либретто и хореография профессора искусствоведения Б.Аюханова) - так называется новая работа известного коллектива. Публика приняла ее с восторгом. В этот вечер зрители насладились еще и легендарной постановкой Булата Газизовича. Это “Болеро” (музыка М.Равеля). В этом году ей сорок два года...
Государственному академическому театру танца под руководством народного артиста республики Булата Аюханова сорок лет. В прошлом году состоялись пышные торжества. Булат Газизович любит повторять, что это не юбилей, а просто цифры. В этом же духе скажем, что “Молодой балет Алма-Аты” продолжает покорять и удивлять сердца.
“Стоит только на минуту оглянуться, годы промелькнут в памяти. Знаете, мне есть чем гордиться - наш коллектив получил в начале своего пути одним из первых в Казахстане звание “Лауреат премии Ленинского комсомола”. Горжусь и личными наградами и званиями - они достались мне честно и за труды. В 1967 году я организовал коллектив “Молодой балет Алма-Аты” совсем не для того, чтобы дублировать академическую классику, а с целью постановки балетов на музыку, которая изначально не предназначена для танцев. Было время, когда наш театр был единственным во всем Советском Союзе. Мы - не ансамбль и не танцевальное шоу, а театр, постановки которого основаны на лексике классического танца. Сейчас театров танца в России, как минимум, восемь, причем каждый заявляет о себе, что он единственный. Насчет “единственного” спорить смешно, когда всем известно, что “Молодой балет Алма-Аты” был первым!” - говорит Булат Газизович. Общаться с ним - удовольствие. Он открытый и позитивный.
Сейчас, как и сорок лет назад, формально его жизнь совсем не переменилась. Как отдавал все свое время балету, так и отдает. Как начинал любой день с репетиции - так и продолжает. По большому же счету, того, что он сделал на казахстанской сцене, пока не повторил никто. “За моей спиной долгий опыт каторжного балетного труда, но я с удовольствием продолжаю учиться и впитывать все новое”, - сказал однажды Аюханов.
|
Он не нуждается в комплиментах, а в педагогическом мастерстве, пожалуй, не уступает себе как артисту. Труднее с комплиментами в адрес его учеников. Почти все они примы и ведущие солисты, почти всех надо обязательно смотреть на сцене, каждый, несомненно, - индивидуальность. Это зритель в очередной раз увидел в постановке “Гак-ку - клич лебедя”.
Художественный руководитель театра танца, профессор искусствоведения Булат Аюханов в этот вечер выступал в роли ведущего, а его ученики и коллеги демонстрировали на сцене ГАТОБ имени Абая высокий профессионализм. И в очередной раз доказывали, что гармония танца и мелодии - основа понимания самой природы балетного искусства, где что-либо прибавлять или усложнять нет необходимости.
Начало вечера было эффектным. Публика, большая часть которой относилась к давним поклонникам Булата Газизовича, стоя аплодировала появлению художественного руководителя театра танца, который весь вечер почему-то пробыл за кулисами. Яркий луч софита “подхватил” фигуру Аюханова и последовал за ним за кулисы. Зрители дальних рядов вытягивали головы, но могли видеть лишь “говорящие” руки приветствующего своих почитателей танцовщика. Над ними, этими дивными руками, которые сравнивали и с пушкинской “беззаконной кометой”, и со строем цветаевских строк, кажется, не властно строгое время. Потом, когда в гримерке я спросила у Булата Газизовича, в чем секрет его молодости и энергии, он, не задумываясь, ответил: “Не злиться и меньше жрать!”
Тему Аюханова сформулировать можно столь же легко, сколь и сложно (так он ее и выражал на сцене). Что может быть проще и понятнее, если подразумевать под этим воплощение мужской природы и его сочетаемо-несочетаемых свойств. И что сложнее, если принять его человеческую натуру с его меридианами и параллелями, с болью, как и с любовью, пропущенными сквозь время биографии и судьбы целого поколения к тому сложному и трудному времени независимости, где биографии и судьбы складываются в историю.
Хореограф Аюханов знает тайну движений, поэтому отдельные сцены живут у него не форматом отдельного спектакля, в данном случае “Гак-ку - клич лебедя”, а целенаправленно собрались в целый роман с жизнью и роман о жизни. Ведь эту постановку Булат Газизович вынашивал сорок лет. В этом он признался со сцены. Поэтому в этой постановке невозможно выкинуть ни одного па. Балетному спектаклю Аюханов прививал вкус драматического театра и при всей абстрактности хореографического театра сумел, как никто, прожить подробностями, увязывать их друг с другом в границах целого, где взаимоотношения, конфликты, драматургические перипетии освещаются чувственным и эмоциональным погружением в роль, как в жизнь. Надо сказать, что публика принимает театр танца очень горячо, и артисты чувствуют себя желанными. Повторим: программа вечера не просто понравилась, она удивила и потрясла. Булат Газизович говорит, что это его творческое счастье. Ему везет на публику: у него такие доброжелательные и восторженные поклонники! “В Великобритании англичане вскидывали руки вверх и восклицали: как, в Казахстане такой балет?! Это же подлинная классика, настоящая русская школа! Для Туманного Альбиона стало полной неожиданностью, что в республике столь высокая профессиональная культура балета, который является еще и достоянием европейского искусства!” - вспоминает Аюханов. Тогда, оказывается, англичане рассматривали их костюмы, обо всем расспрашивали. Кстати, Вивьен Вествуд тогда пришла к ним за кулисы. Она была в полном восторге от программы и предложила моделировать и даже шить для нашего театра концертные костюмы. В знак признательности Булат Газизович вручил ей букет роз. Не стоит скрывать, что благодаря выступлениям этого коллектива в мире больше узнают о Казахстане, чему несказанно рад художественный руководитель. И если Булату Газизовичу встречаются во время заграничных гастролей такие люди, для которых Казахстан - все равно, что Пакистан или Афганистан, он не жалеет своего времени и долго рассказывает, что Казахстан - та самая страна, где расположен космодром Байконур, что в недрах земли нашей можно найти все элементы таблицы Менделеева, а не только уголь, нефть и цветные металлы. Рассказывает, что мы - соседи Китая и продолжаем жить в дружбе с Россией. “Я рад, что Государственный академический театр танца являет собой лицо страны во время всех наших заграничных гастролей. Свой коллектив я с самого начала задумывал как гастролирующий”, - говорит Аюханов.
В советское время, кстати, так оно и было. Они, помнится, объездили не один десяток стран. Потом настали известные времена экономических трудностей. И вот опять кризис! И все же нужно ездить, показывать свое искусство. В этом твердо убежден Аюханов.
Их всегда ценили за своеобразность. Кордебалета у них, как такового, нет: “Мы - театр солистов, на которых в зависимости от индивидуальности, темперамента и музыкальности каждого создается богатый, многожанровый, оригинальный репертуар”, - говорят в театре танца. Это искусство - это не сладкий сон, а буквально кровавая реалия. Об этом знают (почти все).
За несколько минут до третьего звонка мы встретились в гримерке. Булат Газизович приятно улыбался и с удовольствием слушался нашего фотокора, откликаясь на его команды. “Каждый делает свое дело!” - шутил наш герой. “Булат Газизович, в чем черпаете вдохновение?” - спросила я его. “Чайковского однажды спросили, где и как он черпает вдохновение. Великий композитор ответил: надо начать работу, вдохновение само придет! Так и я. Жизнь не прощает остановок! Годы - это мусор, который надо регулярно выметать!”
Великий Аюханов, не боюсь этого эпитета, хранит тайну гипнотической энергии своих постановок. Быть может, не очень к месту вспомнилась его фраза, но хочу ею закончить статью: “Ненавижу, когда искусству служат. Искусством надо жить”.
В 1967 году я организовал коллектив “Молодой балет Алма-Аты” совсем не для того, чтобы дублировать академическую классику, а с целью постановки балетов на музыку, которая изначально не предназначена для танцев. Было время, когда наш театр был единственным во всем Советском Союзе. Мы - не ансамбль и не танцевальное шоу, а театр, постановки которого основаны на лексике классического танца. Сейчас театров танца в России, как минимум, восемь, причем каждый заявляет о себе, что он единственный. Насчет “единственного” спорить смешно, когда всем известно, что “Молодой балет Алма-Аты” был первым! |