ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Булат Аюханов: Не злиться и меньше жрать! Культура

Мира Мустафина
Государственный академический театр танца РК под руководством народного артиста республики Булата Аюханова, известный больше как “Молодой балет Алма-Аты”, подарил алматинцам неповторимый вечер балета.
Это был настоящий праздник, который надолго останется в памяти.
К 500-летию жемчужины легендарного казахского эпоса “Кыз Жибек” коллектив подготовил новую постановку. Премьера состоялась на сцене ГАТОБ имени Абая. “Гак-ку - клич лебедя” (музыка А.Исаковой, либретто и хореография профессора искусствоведения Б.Аюханова) - так называется новая работа известного коллектива. Публика приняла ее с восторгом. В этот вечер зрители насладились еще и легендарной постановкой Булата Газизовича. Это “Болеро” (музыка М.Равеля). В этом году ей сорок два года...

Государственному академическому театру танца под руководством народного артиста республики Булата Аюханова сорок лет. В прошлом году состоялись пышные торжества. Булат Газизович любит повторять, что это не юбилей, а просто цифры. В этом же духе скажем, что “Молодой балет Алма-Аты” продолжает покорять и удивлять сердца.
“Стоит только на минуту оглянуться, годы промелькнут в памяти. Знаете, мне есть чем гордиться - наш коллектив получил в начале своего пути одним из первых в Казахстане звание “Лауреат премии Ленинского комсомола”. Горжусь и личными наградами и званиями - они достались мне честно и за труды. В 1967 году я организовал коллектив “Молодой балет Алма-Аты” совсем не для того, чтобы дублировать академическую классику, а с целью постановки балетов на музыку, которая изначально не предназначена для танцев. Было время, когда наш театр был единственным во всем Советском Союзе. Мы - не ансамбль и не танцевальное шоу, а театр, постановки которого основаны на лексике классического танца. Сейчас театров танца в России, как минимум, восемь, причем каждый заявляет о себе, что он единственный. Насчет “единственного” спорить смешно, когда всем известно, что “Молодой балет Алма-Аты” был первым!” - говорит Булат Газизович. Общаться с ним - удовольствие. Он открытый и позитивный.
Сейчас, как и сорок лет назад, формально его жизнь совсем не переменилась. Как отдавал все свое время балету, так и отдает. Как начинал любой день с репетиции - так и продолжает. По большому же счету, того, что он сделал на казахстанской сцене, пока не повторил никто. “За моей спиной долгий опыт каторжного балетного труда, но я с удовольствием продолжаю учиться и впитывать все новое”, - сказал однажды Аюханов.
alt
Он не нуждается в комплиментах, а в педагогическом мастерстве, пожалуй, не уступает себе как артисту. Труднее с комплиментами в адрес его учеников. Почти все они примы и ведущие солисты, почти всех надо обязательно смотреть на сцене, каждый, несомненно, - индивидуальность. Это зритель в очередной раз увидел в постановке “Гак-ку - клич лебедя”.
Художественный руководитель театра танца, профессор искусствоведения Булат Аюханов в этот вечер выступал в роли ведущего, а его ученики и коллеги демонстрировали на сцене ГАТОБ имени Абая высокий профессионализм. И в очередной раз доказывали, что гармония танца и мелодии - основа понимания самой природы балетного искусства, где что-либо прибавлять или усложнять нет необходимости.
Начало вечера было эффектным. Публика, большая часть которой относилась к давним поклонникам Булата Газизовича, стоя аплодировала появлению художественного руководителя театра танца, который весь вечер почему-то пробыл за кулисами. Яркий луч софита “подхватил” фигуру Аюханова и последовал за ним за кулисы. Зрители дальних рядов вытягивали головы, но могли видеть лишь “говорящие” руки приветствующего своих почитателей танцовщика. Над ними, этими дивными руками, которые сравнивали и с пушкинской “беззаконной кометой”, и со строем цветаевских строк, кажется, не властно строгое время. Потом, когда в гримерке я спросила у Булата Газизовича, в чем секрет его молодости и энергии, он, не задумываясь, ответил: “Не злиться и меньше жрать!”
Тему Аюханова сформулировать можно столь же легко, сколь и сложно (так он ее и выражал на сцене). Что может быть проще и понятнее, если подразумевать под этим воплощение мужской природы и его сочетаемо-несочетаемых свойств. И что сложнее, если принять его человеческую натуру с его меридианами и параллелями, с болью, как и с любовью, пропущенными сквозь время биографии и судьбы целого поколения к тому сложному и трудному времени независимости, где биографии и судьбы складываются в историю.
Хореограф Аюханов знает тайну движений, поэтому отдельные сцены живут у него не форматом отдельного спектакля, в данном случае “Гак-ку - клич лебедя”, а целенаправленно собрались в целый роман с жизнью и роман о жизни. Ведь эту постановку Булат Газизович вынашивал сорок лет. В этом он признался со сцены. Поэтому в этой постановке невозможно выкинуть ни одного па. Балетному спектаклю Аюханов прививал вкус драматического театра и при всей абстрактности хореографического театра сумел, как никто, прожить подробностями, увязывать их друг с другом в границах целого, где взаимоотношения, конфликты, драматургические перипетии освещаются чувственным и эмоциональным погружением в роль, как в жизнь. Надо сказать, что публика принимает театр танца очень горячо, и артисты чувствуют себя желанными. Повторим: программа вечера не просто понравилась, она удивила и потрясла. Булат Газизович говорит, что это его творческое счастье. Ему везет на публику: у него такие доброжелательные и восторженные поклонники! “В Великобритании англичане вскидывали руки вверх и восклицали: как, в Казахстане такой балет?! Это же подлинная классика, настоящая русская школа! Для Туманного Альбиона стало полной неожиданностью, что в республике столь высокая профессиональная культура балета, который является еще и достоянием европейского искусства!” - вспоминает Аюханов. Тогда, оказывается, англичане рассматривали их костюмы, обо всем расспрашивали. Кстати, Вивьен Вествуд тогда пришла к ним за кулисы. Она была в полном восторге от программы и предложила моделировать и даже шить для нашего театра концертные костюмы. В знак признательности Булат Газизович вручил ей букет роз. Не стоит скрывать, что благодаря выступлениям этого коллектива в мире больше узнают о Казахстане, чему несказанно рад художественный руководитель. И если Булату Газизовичу встречаются во время заграничных гастролей такие люди, для которых Казахстан - все равно, что Пакистан или Афганистан, он не жалеет своего времени и долго рассказывает, что Казахстан - та самая страна, где расположен космодром Байконур, что в недрах земли нашей можно найти все элементы таблицы Менделеева, а не только уголь, нефть и цветные металлы. Рассказывает, что мы - соседи Китая и продолжаем жить в дружбе с Россией. “Я рад, что Государственный академический театр танца являет собой лицо страны во время всех наших заграничных гастролей. Свой коллектив я с самого начала задумывал как гастролирующий”, - говорит Аюханов.
В советское время, кстати, так оно и было. Они, помнится, объездили не один десяток стран. Потом настали известные времена экономических трудностей. И вот опять кризис! И все же нужно ездить, показывать свое искусство. В этом твердо убежден Аюханов.
Их всегда ценили за своеобразность. Кордебалета у них, как такового, нет: “Мы - театр солистов, на которых в зависимости от индивидуальности, темперамента и музыкальности каждого создается богатый, многожанровый, оригинальный репертуар”, - говорят в театре танца. Это искусство - это не сладкий сон, а буквально кровавая реалия. Об этом знают (почти все).
За несколько минут до третьего звонка мы встретились в гримерке. Булат Газизович приятно улыбался и с удовольствием слушался нашего фотокора, откликаясь на его команды. “Каждый делает свое дело!” - шутил наш герой. “Булат Газизович, в чем черпаете вдохновение?” - спросила я его. “Чайковского однажды спросили, где и как он черпает вдохновение. Великий композитор ответил: надо начать работу, вдохновение само придет! Так и я. Жизнь не прощает остановок! Годы - это мусор, который надо регулярно выметать!”
Великий Аюханов, не боюсь этого эпитета, хранит тайну гипнотической энергии своих постановок. Быть может, не очень к месту вспомнилась его фраза, но хочу ею закончить статью: “Ненавижу, когда искусству служат. Искусством надо жить”.

В 1967 году я организовал коллектив “Молодой балет Алма-Аты” совсем не для того, чтобы дублировать академическую классику, а с целью постановки балетов на музыку, которая изначально не предназначена для танцев. Было время, когда наш театр был единственным во всем Советском Союзе. Мы - не ансамбль и не танцевальное шоу, а театр, постановки которого основаны на лексике классического танца. Сейчас театров танца в России, как минимум, восемь, причем каждый заявляет о себе, что он единственный. Насчет “единственного” спорить смешно, когда всем известно, что “Молодой балет Алма-Аты” был первым!

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Lida

  • 13 февраля 2009 19:13
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Spasibo za stat'u! Auxanov -organichnii baletmeister i s myzikoi on obshaetsia kak s givim elementom,poetomy tanzevat' ego postanovki vsegda ochen' interesno.Tanzevat' pod myziky ili tanzevat' samy myzily,vot v etom i otlichie vsex ego postanovok. Pozdravliay ves' kollektiv s ydachnim vistypleniem v ygnoi stolize! Tak dergat'! wink
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение