|
Ольга Шишанова В столичном Российском центре науки и культуры проходит персональная выставка члена Союза художников РК Нины Терещенко под девизом “Мифы и сказки в образах и красках”
Основными темами творчества художницы сегодня является культура славянского мира и народов Востока, их мифы, традиции, обычаи, легенды. Живопись Нины Андреевны экспрессивна, пастозна, чаще всего такие работы маслом она создает мастихином. Но не отказывается использовать и другие техники. Например, такой вид искусства, как графика - и тогда ее работы нарисованы при помощи туши и пера, либо текучая акварель, которую по традиции не относят ни к каким видам, выделяя ее в самостоятельный. Всего у мастера 13 персональных выставок. А работы Нины Терещенко находятся сегодня в собраниях Национального музея РК и Музея современного искусства, в частных коллекциях России и Англии, Германии и США, Украины и Франции.
Уж больно по душе коллекционерам ее художественные произведения, в которых и храбрые батыры, соревнующиеся в силе и бьющиеся за внимание красавицы Жибек, и путники, бредущие в знойных песках пустыни, - суфии с древними скрижалями. А за неприступными стенами восточного города на ее картинах шумит древний базар. И каждая такая работа - увлекательная история, трудясь над которой, художница выбирает для своих изображений нестандартные ракурсы и сложные композиции, словно плетя кружево жизни, выписывая своих персонажей и образы, им соответствующие. Так, на ее картинах возникает особый вид мифологии - авторский миф. В них Терещенко создает собственный мир, который подчиняется своим, точнее, законам мастера, его создающего, а еще в нем - свои настроение и погода. И все это пишет художник на полотне, изображая порой довольно обычные вещи. С одной стороны, в той или иной мере многие мастера интересуются живописными образами мифологии и фольклора, но тех, кто постоянно пишет по мотивам устного народного творчества, не так уж много. И Нина Терещенко - из их числа. Разумеется, древние образы она переосмысливает по мотивам современности. В них вкладывает иную философию, иной смысл, иное содержание. Но мифологические образы на полотнах художницы от этого только выигрывают, обогащаясь, поскольку в них раскрываются новые, ранее скрытые и неведомые до того грани. Ведь мифы - это интересная, своеобразная тема, которая требует к себе особого внимания и бережного отношения. Порой они сами по себе завораживают, а что уж говорить, когда та или иная легенда отображена в интерпретации маститого художника. Повторим, тогда это уже иной мир, который живет по своим законам, признавая только свои условия волшебного существования.
Вот и нынешние картины Нины Андреевны отражают не только когда-то существовавшую сказку, но и богатый внутренний мир художницы, через призму которого она пропускает все, что узнает, видит, ощущает и - воплощает. При этом происходит преломление поступающих знаний, информации и осознание ее заново. И именно оттого, как художница поймет и примет этот мир, зависит в дальнейшем ее выбор средств и формы выражения своих чувств и эмоций. Так как любая картина - это определенные способы ее создания, то есть различные средства и формы выражения. А значит, прослеживается прямая связь между внутренним миром мастера и изображенными на полотне образами. К слову, в таких работах, написанных в авторском толковании, с легкостью можно найти все черты, присущие творческому человеку, автору картин, который не просто отражает внешнюю действительность как в зеркале, а, пропуская все через сущность своего внутреннего мира, воспринимает и пытается понять и осознать его. А затем выплескивает на холст, бумагу или иной подходящий именно тому или иному случаю материал, служащий для воплощения древних легенд и сказаний.
Потому-то не случайно в творчестве художницы можно найти великое множество самых различных мифологических сюжетов, которые она берет за основу. После чего идет выплескивание на полотна всей гаммы чувств и эмоций Нины Терещенко, показывающих богатую основу психологии автора, внося в ее работы частицы мифологии, которые становятся самостоятельными сюжетами. И это явление проявляется в творчестве автора с разных сторон, давая возможность лучше понять, что хотела сказать художница в той или иной картине. Кстати, как говорят искусствоведы, такие полотна всегда очень непросты для толкования, пусть даже на них и будет изображен сюжет волшебной сказки, известной с детства, или даже легенды, тайну которой постигли гораздо позже. Любопытно, что зачастую при этом автор создает такую ситуацию на полотне, в которой возникает ощущение не реального мира, а другого, ирреального, где даже странный свет становится почти главным героем живописного произведения. И тогда чувство восприятия особого воздуха или пространства, чувство особого мира, переходящего в сам миф, сказание, легенду, ведет к столкновению различных цветовых и световых пятен, образуя цельную картину сказочного мироощущения.
Нур-Султан |