|
Ольга Шишанова В Российском центре науки и культуры проходит выставка, приуроченная к 145-летию Николая Рериха. Девиз вернисажа - любовь может создавать миры
На выставке представлены работы и факты увлекательной биографии художника. Он создал более семи тысяч живописных полотен, которые хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. А его литературное наследие составляет 27 книг, не считая множества очерков и статей. С детских лет мастера привлекали живопись, археология, история и прежде всего - богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств. В университете он также посещал лекции историко-филологического факультета. Это позволило ему в будущем подойти к решению сложных вопросов сохранения мира через культуру, что было впервые в международной правовой практике. С 1895 года он занимался в студии выдающегося художника Архипа Ивановича Куинджи, тесно общаясь с известными деятелями культуры того времени. Спустя четыре года он познакомился с Еленой Шапошниковой. В ноябре 1901 года молодые люди поженились. Всю жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904-м - Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец. В 1900-1910 годах Николай Рерих - один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
Более того, по инициативе Николая Рериха в США в 1921-1923 годах было создано несколько крупных учреждений, например, Мастер-Институт объединенных искусств, что соединил различные направления искусства - музыку, хореографию, архитектуру, театр, литературу, изобразительное искусство. Затем международный художественный центр Corona Mundi (“Венец мира”), осуществлявший сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран, Ассоциацию содействия культуре “Фламма”, Американо-Российскую культурную ассоциацию, а также объединение художников Cor Ardens (“Пылающее сердце”). В 1923 году в Нью-Йорке открыли Музей Николая Рериха, которому он передал около тысячи картин. В конце 1920-х годов Рерих осуществляет центральноазиатскую научную экспедицию. По возвращении из экспедиции Рерихи селятся на севере Индии в долине Кулу. В этих местах когда-то создавались Веды - древнейший памятник индийской литературы. Художник увидел здесь памятники искусства, созданные тысячелетия назад, услышал древние мифы. Перед ним открылся богатейший мир Индии, к которому он так давно стремился, который оказался ему близким по своему духу и стал источником творческого вдохновения. Не случайно в 1928 году в Кулу на базе собранных в экспедиции уникальных научных данных Николай Рерих создает гималайский институт научных исследований “Урусвати”. А уже через год он выдвигает идею защиты культурного наследия, создает проект международного договора, впоследствии получившего название “Пакт Рериха”. Великая Отечественная война не прошла мимо художника, затронув его, как и миллионы советских людей в то время. С самых первых дней он использовал все возможности, чтобы помочь родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном Святославом устраивал выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечислял в фонд Красной Армии. А еще в эти грозные для России годы художник создал целый ряд картин - “Князь Игорь”, “Александр Невский”, “Партизаны”, “Победа”, в которых, используя образы русской истории, предрекал победу русского народа. Рерих всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт - российский. Мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда: “Покуда есть сила, хотелось бы приложить ее на пользу родной земли. Знание, опытность, любовь к славной родине - все это надо дать туда, где оно будет особенно полезно”. И потому он неоднократно обращался к руководству СССР с просьбой разрешить ему возвратиться с семьей на родину. В своем обращении писал: “В дни небывалых потрясений, когда вражеские попытки грозят мирному строительству народов Союза, я полагаю, что все приобщенные к новому созидательству культурные силы безотлагательно должны собраться в пределах Родины для дружного созидательного и оборонительного труда. Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины”. Из-за резолюции Сталина на этом письме “Не отвечать” он так и не дождался встречи с Родиной, уйдя из жизни в 1947 году... На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин, установили большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: “15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет мир”. И это не случайно. Ведь именно Николай Рерих впервые понятно и громогласно заявил “о необходимости объединения международных усилий независимо от расовой, этнической принадлежности народов и наций во имя защиты культурных ценностей во всем мире”. И сегодня, когда человечество переживает глобальный духовный кризис, когда продолжаются войны, гибнут люди и утрачиваются культурные ценности, не теряют своей актуальности положения и принципы Пакта Рериха. Более того, они раскрывают новые широкие возможности по защите культуры и мира, нежели другие международные соглашения. А жизнеутверждающая формула зудожника “Мир через культуру” далеко не исчерпала свой потенциал, поскольку поднимает общественное сознание на более высокий уровень, соответствующий эволюционному продвижению человечества.
Нур-Султан |