|
Ольга Шишанова Подъем культуры Казахстана все больше становится не просто громкими словами, а подтверждается неоспоримыми фактами. Доказательством тому буквально на днях послужила грандиозная премьера монументальной оперы “Дон Карлос” Джузеппе Верди на главной сцене страны в театре “Астана Опера”
Этот спектакль редко можно встретить в репертуаре мировых театров, потому что для его создания требуются первоклассные артисты, дирижеры, сценографы и художники по костюмам. Слагаемые успеха нашли в столичном театре “Астана Опера”, и уже с 11 по 13 октября публика ликовала от восторга, а сама премьера прошла под шквал несмолкающих аплодисментов и крики “Браво!”. Артисты с честью справились с непростым произведением Джузеппе Верди, как, впрочем, и слушатели, для которых посещение оперы, длящейся более трех часов, тоже стало неким испытанием. Но в театре отметили, что зрительская аудитория была подготовлена, все с большим интересом наблюдали за развитием сюжета. Итальянский режиссер-постановщик, обладатель премии Opera Star в категории “Лучший режиссер 2019 года” Давиде Ливермор поставил эту оперу в Казахстане впервые. Герои спектакля - фигуры исторические: король Филипп II, королева Елизавета Валуа, Родриго, наследник короля Дон Карлос, который должен был жениться на любимой Елизавете, а женился на ней его отец...
История оживает в этой опере, как ни в какой другой, и в костюмах, и в декорациях, отражающих живопись знаменитого художника Веласкеса. Рассказывать о том, насколько они прекрасны, зрелищны и завораживающе эпичны, нет никакого смысла, лучше один раз их увидеть и влюбиться в эту средневековую красоту уже навсегда. Над костюмами работали Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов - тандем этих известных, востребованных художников славится запоминающимися театральными работами не только в Казахстане, но и в других странах. И несмотря на то, что действие показывает определенный исторический период, все же окаменелой классикой назвать спектакль сложно. Современные технические возможности театра позволили сделать его по-современному подвижным, а игра цвета (серебро, черный, красный) напоминала актуальную сегодня dark fantasy. Пылающий пламенем крест, спускающийся из-под театральных сводов, фигура Карла V, застывшая в камне, парящие в воздухе клетки с заключенными в них людьми, - все это не могло не поражать воображение. Безусловно, одной из самых ярких сцен стала сцена сожжения еретиков - этот ритуал до мурашек пронизывал своей правдоподобностью, страдания людей были максимально на виду. Говорить о вокальных лидерах в “Доне Карлосе” можно долго. Уверенное звуковедение и хорошая подача текста ведущих артистов всегда заслуживают отдельных аплодисментов. В сложнейшей партии Елизаветы Валуа на сцене блистала Жаннат Бактай. Сопрано вызвала большую симпатию у зала. Певица демонстрировала музыкальную выразительность, яркие звуковые низы и верха, богатые филировки и пиано. Видно было, что все движения артистки отточены, по-королевски величавы, но в то же время мягкие и женственные. Заглавная партия Дона Карлоса легла на плечи двух теноров из Казахстана и Японии Медета Чотабаева и Наоюки Окада. Их исполнение лилось широко и свободно, а интересный, чистый тембр голоса хотелось слушать еще и еще, так им удалось передать душевные переживания героя, его искреннее желание освободить Фландрию. Сценическое мастерство и обаяние Сундета Байгожина и Талгата Мусабаева позволило создать артистам честный и благородный образ Родриго. Партию сделали по-актерски выверенно и, безусловно, вокально захватывающе. Басовую партию Филиппа II убедительно исполнили Евгений Чайников и Барсег Туманян. Михаил Гужов и Болат Есимханов, обладатели густых басовых голосов, сумели удивительно точно передать властность своего персонажа - Великого инквизитора. В роли принцессы Эболи ярко и экспрессивно выступили Татьяна Вицинская и Салтанат Муратбекова. А еще со своими партиями отлично справились Шынгыс Расылхан, Таир Тажи (Монах), Мадина Исламова, Назым Сагинтай (Тебальдо), Елена Ганжа, Асем Сембина (Голос с неба), Ерулан Камел (Герольд), Рамзат Балакишиев (Граф ди Лерма).
Благодаря глубоко изученному материалу, тонкой интерпретации партитуры прославленного маэстро Алана Бурибаева глубоко и драматически насыщенно звучал оркестр. Ну а выразительная и красочная нюансировка музыки Верди подтверждала высочайший профессионализм дирижера-постановщика. Прекрасное впечатление произвел хор под руководством главного хормейстера “Астана Опера” Ержана Даутова в сцене в Королевском саду. Очень мощным был он и в сцене аутодафе. Массовые эпизоды придавали особый масштаб постановке, они чередовались с более камерными, когда пространство сцены заполняли своей энергетикой и харизмой всего несколько артистов. Добавим, что премьера прошла при содействии Министерства культуры и спорта РК, а сам спектакль вызывал ощущение масштабности и эпичности. Тем не менее на фоне всех исторических событий, представленных в опере, на первом месте все же остались человеческие чувства. Постановка заставила задуматься каждого сидящего в зале о высоких ценностях - свободе и любви, которые актуальны в любую историческую эпоху.
Нур-Султан |