|
Ольга Шишанова В рамках Дней духовной культуры России в Казахстане в Нур-Султане прошла уникальная выставка графики из собрания Санкт-Петербургского государственного музея истории религии под девизом “Монастыри и монашество в России”
Приветствие гостям мероприятия направил министр культуры России Владимир Мединский. В нем глава культурного ведомства РФ отметил, что на протяжении веков культуры двух стран взаимно дополняли и обогащали друг друга, сближая и делая роднее. Он особо подчеркнул, что благодаря проходящим ныне Дням России жители Казахстана смогут не только больше узнать об удивительных людях, подвижниках христианской веры в России, но и получат уникальную возможность заглянуть в духовные истоки российской культуры. По его словам, происходящая в последнее время активизация российско-казахстанских культурных связей происходит благодаря тому, что руководители обеих стран уделяют этому направлению приоритетное внимание и значение. “В Москве и Нур-Султане понимают, что культурный обмен - одна из несущих опор российско-казахстанской дружбы и союзничества”, - резюмировал Мединский. Своего российского коллегу поддержал вице-министр информации и общественного развития РК Марат Азильханов, который подчеркнул, что российская культура важна и дорога казахстанцам. “Мы, находясь рядом, будучи соседями, связаны тысячелетними корнями. Мы чтим и уважаем российскую культуру. Казахстан и Россия - стратегические партнеры, но еще наши народы очень близкие по духу, братские”, - заявил он.
По окончании торжественной части гостям представили литературно-музыкальную композицию по книге митрополита Тихона (Шевкунова) “Несвятые святые” в исполнении хора Сретенского монастыря и Государственного академического ансамбля народных инструментов имени Людмилы Зыкиной “Россия”. И наконец изюминкой мероприятия стал вернисаж графических листов из собрания Государственного музея истории религии, выполненных известными граверами и безвестными мастерами в XVIII - начале XX века. На них были представлены архитектурные монастырские комплексы, насыщенные элементами действительной топографии, пейзажные зарисовки, литографии, резцовые гравюры, офорты, альбомная графика и акварели. Все они изображали виды русских монастырей, виды отдельных скитов, жития известных монахов, а также сцены из монашеского быта. Уникальная коллекция из Санкт-Петербургского музея удивила публику разнообразием сюжетов, их географическим и историческим масштабом. Благодаря изображениям можно было оценить огромную роль монастырей в жизни русского человека и русского общества - не случайно образы монастыря и монаха прошли через всю историю русского искусства, включая рукописные сборники, иконы, гравюры, литографии, произведения декоративно-прикладного творчества. Дело в том, что монастыри на Руси появились практически сразу после принятия христианства в 988 году. В середине XI века преподобные Антоний и Феодосий Печерские основали в Киеве первый православный монастырь - Киево-Печерскую Лавру, ставшую впоследствии крупнейшим религиозным и культурным центром Древней Руси. Потом православные обители стали появляться уже и на всей территории древнерусского государства. Благодаря монастырям в отдаленных областях не только зарождались ростки новой религии, но и культуры, углублялась и расширялась христианизация Руси. Позже, в XIV-XVI веках, монастыри в России уже являлись как религиозными, так и политико-экономическими образованиями. Духовным центром распространения монашества в Московской Руси стал Троице-Сергиев монастырь, основанный в XIV веке выдающимся православным подвижником Сергием Радонежским.
Но, как и в Западной Европе, в России монастыри также значительно способствовали развитию материальной и духовной культуры. Летописание, переписка книг, иконопись, резьба по дереву, шитье, создание уникальных библиотек и возведение архитектурных памятников - все это было сосредоточено в монастырях, через которые проходили и осваивались образцы мировой античной и византийской культуры. К началу XX века в России насчитывалось около тысячи монастырей и более ста тысяч монашествующих. Однако все изменилось после Октябрьского переворота, случившегося осенью 1917 года, когда в стране поменялись государственный строй, политика по отношению к религии и, как следствие - к самой церкви. Множество монастырей и церквей закрыли, часто их помещения использовали под совсем несоответствующие назначению нужды, но еще больше монастырских архитектурных ансамблей и скитов оказалось разрушено. Хуже того, на территориях некоторых из них появились “лагеря особого назначения”, где содержали как политзаключенных, так и представителей духовенства. Печальный пример тому - Соловецкий монастырь. И только в 90-х годах прошлого века в России появились приемлемые условия для того, чтобы монастыри не только начали возрождаться из руин, но и возвращаться из небытия. Так что сегодня на многие из когда-то разрушенных обителей можно любоваться вновь, их - восстановленных - насчитывается около пятисот.
Нур-Султан |