Ольга Шишанова Выставка “Великая Степь: история и культура”, открытие которой состоялось в выставочном зале Музея анатолийских цивилизаций в столице Турции Анкаре, собрала не только почитателей археологии, но и поклонников историко-культурного наследия Казахстана. Вернисаж прошел под эгидой международного казахстанского проекта “Шествие Золотого человека по музеям мира”
Напомним, что в конце 1960-х и начале 1970-х годов в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в кургане Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, обнаружили останки сакского царя, впоследствии получившего название “Золотой человек” и со временем став одним из символов уже современного Казахстана. Бесценную находку окрестили казахским Тутанхамоном и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей - крылатые кони-тулпары - стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптуру Золотого человека установили на площади Независимости в Алматы. Спустя почти полвека Национальный музей РК объявил международное турне - “Шествие Золотого человека по музеям мира”. В рамках масштабного проекта выставка с большим успехом уже прошла в музеях Беларуси, России, Азербайджана, Китая, Польши, Южной Кореи и Узбекистана, а до конца 2019 года обещает посетить еще две страны земного шара.
На нынешней же выставке в Музее анатолийских цивилизаций в Турции можно было увидеть, как уже упоминалось, реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, что украшают также золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц. А еще - коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V - IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов, его возраст не превышал 17-18 лет). Сами же саки, в переводе с персидского “могучие мужи”, являлись далекими предками казахов. В сочинениях греческих авторов их называли азиатскими скифами (слово sak восходит к скифскому - “олень”), в других древних источниках их образно описывали турами с быстрыми конями. В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда (“острошапочники”), жившие на территории, где и был обнаружен курган Иссык с захоронением Золотого человека. В самом кургане Иссык также нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который и оказался представлен на выставке. Добавим, что особое место в экспозиции заняла обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом. Как считают ученые, это один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории. Кроме важнейшей особенности древнего искусства степи - господства зооморфных образов, характеризующих так называемый “звериный стиль”, отличительные черты которого - стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. Драматизм сюжетов в них издревле символизировал противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом “звериного стиля” является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов. Однако жаль, что по мере утверждения христианства и мусульманства “звериный стиль” постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.
Тем не менее декоративные изображения животных, пусть и лишенные своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и позже в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре. Хотя и в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента и элементов декора. Все эти тенденции помимо кургана Иссык наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, что также были представлены в экспозиции предметами ювелирного искусства, датируемыми XV веком. А еще на выставке экспонируются уникальные археологические находки из других сакских курганов - Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область). Общее число предметов превышает 200 единиц, что является лишь малой частью творений безымянных мастеров прошлого, отражающих самобытность наследия степной культуры Евразии.
Нур-Султан
|