ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Золотой человек покоряет страны Культура

Ольга Шишанова
Выставка “Великая Степь: история и культура”, открытие которой состоялось в выставочном зале Музея анатолийских цивилизаций в столице Турции Анкаре, собрала не только почитателей археологии, но и поклонников историко-культурного наследия Казахстана. Вернисаж прошел под эгидой международного казахстанского проекта “Шествие Золотого человека по музеям мира”

Напомним, что в конце 1960-х и начале 1970-х годов в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в кургане Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, обнаружили останки сакского царя, впоследствии получившего название “Золотой человек” и со временем став одним из символов уже современного Казахстана. Бесценную находку окрестили казахским Тутанхамоном и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей - крылатые кони-тулпары - стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптуру Золотого человека установили на площади Независимости в Алматы.
Спустя почти полвека Национальный музей РК объявил международное турне - “Шествие Золотого человека по музеям мира”. В рамках масштабного проекта выставка с большим успехом уже прошла в музеях Беларуси, России, Азербайджана, Китая, Польши, Южной Кореи и Узбекистана, а до конца 2019 года обещает посетить еще две страны земного шара.

 

 

На нынешней же выставке в Музее анатолийских цивилизаций в Турции можно было увидеть, как уже упоминалось, реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, что украшают также золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц. А еще - коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V - IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов, его возраст не превышал 17-18 лет).
Сами же саки, в переводе с персидского “могучие мужи”, являлись далекими предками казахов. В сочинениях греческих авторов их называли азиатскими скифами (слово sak восходит к скифскому - “олень”), в других древних источниках их образно описывали турами с быстрыми конями. В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда (“острошапочники”), жившие на территории, где и был обнаружен курган Иссык с захоронением Золотого человека.
В самом кургане Иссык также нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который и оказался представлен на выставке.
Добавим, что особое место в экспозиции заняла обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом. Как считают ученые, это один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории. Кроме важнейшей особенности древнего искусства степи - господства зооморфных образов, характеризующих так называемый “звериный стиль”, отличительные черты которого - стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.
Драматизм сюжетов в них издревле символизировал противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом “звериного стиля” является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов. Однако жаль, что по мере утверждения христианства и мусульманства “звериный стиль” постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.

 

 

Тем не менее декоративные изображения животных, пусть и лишенные своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и позже в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре. Хотя и в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента и элементов декора. Все эти тенденции помимо кургана Иссык наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, что также были представлены в экспозиции предметами ювелирного искусства, датируемыми XV веком. А еще на выставке экспонируются уникальные археологические находки из других сакских курганов - Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область). Общее число предметов превышает 200 единиц, что является лишь малой частью творений безымянных мастеров прошлого, отражающих самобытность наследия степной культуры Евразии.

Нур-Султан


Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение