|
Ада Викторович
Каждую новую премьеру этого театра можно считать экспериментом. Ведь театр уже с чьей-то легкой руки назван экспериментальным. Хотя сами артишоковцы слово это недолюбливают, пытаясь убедить в обратном. Но при этом не уставая удивлять, привлекая внимание как ставшего постоянным зрителя, так и свежего, готового к экспериментам. Ведь участниками этих экспериментов, а иногда и ролевых игр, зачастую становится сам зритель
По главной улице - с оркестром
В последнем неэксперименте театра впервые выступает камерный оркестр, состоящий из актеров (и не только). В общем, новый спектакль - это практически мюзикл по-артишоковски.
А называется он “Концерт №1 для счастливцев-несчастливцев с оркестром”. И задача каждого артиста - выйти и представить известную всем песню в новом неожиданном исполнении. Поэтому все персонажи и образы в спектакле возникли из личной манеры каждого исполнителя. В качестве солистов этого необычного оркестра выступают все актеры театра, включая известных и любимых и их молодую поросль, а также приглашенные “солисты”: актриса Русского государственного академического театра имени М.Лермонтова Анастасия Темкина, цирковой артист, известный постановщик трюков, каскадер Курбан Додарходжаев, который, кстати, ставил трюки к спектаклю “Клоуны”, постановщица вокальных номеров, джазвумен Ирен Аравина и другие.
Огромный жилой дом, населенный людьми самых разных возрастов, профессий и слоев населения. По соседству живут банщица, дворник, бывший генерал, плотник, библиотекарша, садовник и многие другие. У каждого из них есть какая-то тайна или история в биографии, которая раскрывается в песне.
Неделю - молодым!
Другой премьерой театра стал спектакль по пьесе молодого современного российского драматурга Михаила Дурненкова “Легкие люди”. Этот спектакль стал дипломной работой выпускников первой школы-студии при театре AРTиШОК. Пьеса представителя “новой драмы” Михаила Дурненкова, ставится на территории СНГ впервые. И, я думаю, выбрали ее студенты не случайно. Потому что пьеса о молодых и, как мне кажется, для молодых. Хотя возраст тут, видимо, принципиального значения не имеет. Главное отличие пьес “новой драматургии” - это, как я узнала от самих актеров, потребность в опознании новых экзистенциальных смыслов. И не случайно, видимо, спектакль стал участником еще одного важного события, произошедшего в жизни театра. А именно - Недели молодежного театра, в которой приняли участие ученики студии АРТиШОК (не без помощи старших наставников), и гости из Киргизии - молодежный театр-клуб “Место Д...” (Бишкек), которые представили спектакль “Фантазии - и только?” (по пьесе Аллы Соколовой “Фантазии Фарятьева”). Третья и, как считают многие, лучшая пьеса Аллы Соколовой о том, как люди, очень близкие, подчас не понимают друг друга; о том, как они мучительно, трудно продираются к пониманию. Каждый из них ищет свой выход из очевидно драматического положения, предлагает свой вариант.
Помимо “Легких людей” школа-студия “АРТиШОКа” представила на суд зрителя ридинг современной драматургии. Ридинг - читка (от англ. Read - читать) пьесы актерами с листа по ролям.
Понятие “ридинг” в АРТиШОКе не ново - они часто прибегали к этой форме на фестивалях, особенно применительно к пьесам, которые были интересны самим актерам, но стояли под вопросом для планирования репертуара исходя из зрительского интереса к ним. Для ридинга молодые актеры выбрали радикальную, жесткую пьесу известного российского автора Владимира Сорокина Dostoevsky-trip. Это гениальная пьеса очень модного сегодня автора, маргинального и непредсказуемого, о жизни будущего, где книги употребляют как наркотики. И вот выводится новый препарат - Достоевский. И дальше - о последствиях его употребления в чистом виде. Очень смешно. Смех злой. Как у самого Достоевского.
Вот, например, диалог из пьесы:
Химик: Достаточно. Как говорит мой шеф - экспериментальная фаза завершена. Теперь можно с уверенностью констатировать, что Достоевский в чистом виде действует смертельно.
Продавец: И что делать?
Химик: Надо разбавлять.
Продавец: Чем?
Химик: Ну... попробуем Стивеном Кингом. А там посмотрим.
После каждого спектакля Недели молодежного театра все желающие зрители оставались на обсуждение всех спектаклей. Сами артишоковцы назвали ставшее традиционным премьерное обсуждение театральным клубом. Здесь каждый “думающий и готовый к диалогу” зритель может высказать свою точку зрения.
Целью Недели молодежного театра, как было указано в анонсах, является не только желание показать зрителю молодые таланты, но и познакомить его с современной драматургией. “Это не демонстрация достижений, - поясняют артишоковцы, - не подведение итогов, а очередной эксперимент, в рамках которого мы будем искать ответы на вопросы: что такое сегодня театр молодых и театр для молодых? что сегодня волнует творческую молодежь? какими идеями и мечтами они живут? какие вопросы поднимают в своей жизни?
Ведь то, что волнует молодых артистов, абсолютно точно волнует и молодых зрителей. Те пьесы, которые молодые артисты хотят ставить сегодня в театре, несомненно, и молодого зрителя тоже заинтересуют”. Кстати, сам молодой российский драматург Михаил Дурненков, написавший пьесу “Легкие люди”, лично посетил премьеру и дал лестную оценку постановке его спектакля. Спектакль смогут посмотреть все желающие, так как он включен в репертуар театра.
Отличительной чертой этой постановки является максимальная погруженность зрителя в мир людей, которые и являются по своей сути легкими. Такое определение, правда, дал себе и другим героям один из персонажей спектакля. Это люди, “которые легко живут и легко предают, легко влюбляются, легко бросают, легко забывают о смерти человека... И не замечают, что из-за своей легкости катастрофически теряют что-то очень важное, пока неожиданный поворот судьбы не заставляет их серьезно задуматься о последствиях”.
Погружение зрителя в действо спектакля начинается прямо с порога театра, где он натыкается на вешалку, представляющую обстановку квартиры героев. Неожиданно в квартиру с комнатами, по которым, словно параллельные миры, передвигаются герои, трансформируется весь театр. Потому, видимо, спектакль не рекомендуется к просмотру зрителям до 18 лет. И хотя абсолютно откровенных сцен в нем нет, временами это, скорее, напоминает душевный эксгибиционизм. |