Эльвира Сыздыкова В Алматы завершился Первый алматинский международный конкурс оперно-симфонических дирижеров, результаты которого оказались известны в ходе фееричного гала-концерта. Беспримерное состязание напомнило о важности профессии дирижера и позволило взглянуть на нее иначе, а также понять, чем же на самом деле занимаются разодетые во фраки маэстро с палочками и почему быть дирижером не так просто
Беспрецедентное, во всех своих проявлениях ослепительное и незабываемое мероприятие из мира классического звучания состоялось благодаря казахской филармонии имени Жамбыла и международному агентству Classics Management Budapest, выступившими организаторами проекта. Поддержку конкурсу оказало Министерство спорта и культуры РК. Испытать свои силы в международном состязании пожелали 139 претендентов из 32 стран Европы, Азии и Америки. Из этого числа отобрали лучших кандидатов, в первый тур из которых прошли 56 конкурсантов, а во второй - уже 18. Полуфинал встречал восемь дирижеров, в финал же конкурса вырвались четверо. Гала-концерт, собравший искушенных почитателей классики, состоялся под сводами филармонии имени Жамбыла. Помимо прочего выступление обернулось финальным туром, по завершении которого публика узнала лауреатов Первого алматинского международного конкурса оперно-симфонических дирижеров. Вершить судьбы конкурсантов выпало мощнейшей команде почетных музыкальных деятелей из Италии, Болгарии, Казахстана. Председателем состава жюри и не последним человеком в учреждении конкурса стал, наверное, самый известный отечественный дирижер, заслуженный деятель РК маэстро Алан Бурибаев.
Музыкант отметил, что конкурсные условия объединили высочайший профессионализм, неописуемо талантливых участников и достаточно жесткие правила состязания. “Как можно судить дирижеров? Ведь это профессия штучная”, - начал выступление Бурибаев перед тем, как, наконец, приоткрыть завесу тайны и объяснить, чем же на самом деле занимается дирижер и почему его миссия так существенна. Действительно вполне возможно привести множество ничем не подкрепленных доводов о том, почему руководить оркестром сможет каждый. Алан Бурибаев размышляет: “Странная вещь - отчего-то у одного дирижера оркестр играет одну и ту же симфонию так, а у другого - совершенно по-иному. Дирижерская профессия - комплекс, конгломерат нескольких профессией. В первую очередь, конечно, важны лидерские качества, харизма. Как выйти к музыкантам с потрясающим образованием и всех их убедить подчинить своей дирижерской воле? Как общаться с оркестром, который не говорит с тобой на одном языке?”. Таким образом, для маэстро в той же степени важна внушительная лингвистическая составляющая его музыкального облика. Психологический аспект играет первостепенную роль в исполнении дирижерских обязанностей. Ведь, по словам Бурибаева, одного дирижера оркестр поймет с полуслова, загоревшись его видением, его подачей и интерпретацией, а к другому, как бы красноречив тот ни был, останется глух и мертв.
Помимо того для первоклассного дирижера витально понимание эстетики тех времен, в которых рождались произведения, что он разъясняет для исполняющего оркестра. Необходимо осознавать, какие метаморфозы привнесли те или иные исторические события, как они отразились на классической музыке и авторах нетленных сочинений. Судить по вышеперечисленным критериям в финальной программе жюри пришлось, оценивая два выступления каждого кандидата. Во-первых, их интересовало исполнение классических произведений Брамса и Чайковского, которые регулярно появляются в репертуарах симфонических оркестров по всему миру. Сколько бы лет ни было шедевру, талантливому дирижеру XXI века нужно уметь сказать что-то новое при его воплощении. Алан Бурибаев продолжил: “Другой аспект безумно важен для меня и для нас всех. Конкурс проходит в Казахстане. Потому музыканты из разных стран будут исполнять именно казахскую музыку. Я своей миссией считаю пропаганду именно казахской музыки по всему миру. И для меня очень важно, что люди, которых отобрали в первый тур, получили ноты “Казахских танцев” из оперы “Абай” Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди. И, может, когда-то они захотят вставить их в программы своих концертов. Мы хотим показать Казахстан как страну огромной духовности и через музыку мы делаем это самым красивым путем”. Торжественное вручение дипломов и объявление лауреатов конкурса состоялось спустя двадцать минут после гала-концерта. Посовещавшись, жюри вынесло свой неизменный и ошеломивший публику вердикт: “Планку мы взяли очень высокую. Победитель должен быть готов немедленно начать большую международную карьеру. Принимая это во внимание, члены жюри единогласно пришли к решению, что первой премии не будет”. Четвертая премия досталась безудержно экспрессивному Тарасу Демчишину из Украины. Ее же дирижер разделил с фаворитом гостей гала-концерта - американцем Александром Адиарте. К слову, маэстро из далеких Штатов также наградили дипломом и призом от фонда Ахмета Жубанова за лучшее исполнение “Казахских народных танцев” из оперы “Абай”. Третья премия ушла нашему соотечественнику - известному дирижеру Ерболату Ахмедьярову. И наконец, вторая награда досталась россиянину Азиму Каримову, покорившему публику своей изысканной манерой сотрудничества с оркестром. |