|
Ольга Шишанова В этом году талантливейшему мастеру, замечательному акварелисту Уке Ажиеву исполнилось бы 95 лет... Столичная галерея Has Sanat решила отметить это событие персональной выставкой казахстанского мэтра живописи
Человек и природа, портрет и пейзаж - основные темы работ казахстанского художника Уке Ажиева. Он - заслуженный деятель искусств Казахстана, лауреат Государственной премии имени Уалиханова и независимой премии - платинового “Тарлана”. Его работы можно увидеть в галереях и музеях искусств Лондона, Риги, Вильнюса, Баку, Киева, городов России. В экспозиции, которую смело можно назвать “Красота живых мгновений”, представлены как ранние, так и поздние произведения акварелиста. Как говорили о нем коллеги по творчеству, художник пережил многое в своей жизни: голодное детство, военную юность. В зрелом возрасте он много путешествовал, знакомился с культурой других народов. Все это нашло отражение в его холстах и на бумаге. Уке Ажиев запечатлел в своих работах ландшафты Казахстана, России, Монголии, Армении, Японии, Югославии, города с древней историей - Хиву и Самарканд.
Самая ранняя работа датируется 1948 годом, называется она “Это мой автопортрет, когда пою”. Классикой казахстанского искусства специалисты называют также его известные картины - “Портрет А. Кастеева”, “Казахская мадонна” и “Автопортрет”. Любимый язык мастера - акварель и карандаш. В творческом мире его называли маэстро акварели за неповторимый художественный почерк. И мало кто знает, что Уке Ажиев - художник, подаривший миру более 10 тысяч произведений - акварелей, полотен, рисунков. К такому результату привели два главных качества его личности - талант и трудолюбие. Живописец, пейзажист, акварелист, ученик Абылхана Кастеева, его последователь, сохранивший верность темам и интонациям своего учителя, которые можно обозначить одним общим понятием - любовь к родной земле и людям. В судьбе Уке Ажиева, как уже говорилось, было немало испытаний, его не обошли стороной ни война, ни разруха после нее. Как победителя конкурса самодеятельных художников его направили в тогдашний Ленинград, в школу юных дарований при Всероссийской академии художеств, прямо накануне войны. Там Уке учился и пережил самую трудную первую зиму блокады Ленинграда. Из города по Дороге жизни школьников эвакуировали в Самарканд, откуда Уке Ажиевича призвали в армию. Освобождал Сталинград, Донбасс, был ранен. День Победы встретил в Харькове. И только после войны, в 1950 году, Уке Ажиев с отличием окончил отделение живописи в Алма-Атинском художественном училище, куда его приняли сразу на четвертый курс. И сразу же заявил о себе как яркий лирик. Его ранние работы поэтичны и музыкальны.
Он прожил длинную жизнь, получил официальное признание и любовь зрителей, был востребован, потому так много и создал. Но вот что не перестает удивлять, так это то, что художник, который видел и испытал так много (блокада, фронт, ранение), никогда не обращался к трагическим или печальным темам. Наоборот, в каждой его работе звучит гимн жизни. Например, будто ожившее полотно, о котором много говорят искусствоведы, “Горизонты” относится к зрелому творчеству мастера и посвящено весне, юности, надеждам и мечтам. В этом большом произведении разворачивается пространство весенней природы - и цветущая степь, и светлый юный город, и небо в облаках, и дома-новостройки, и подвижные вертикали строительных кранов, и яркие одежды детей, и бегущий по траве мальчик символичны, олицетворяют веру в прекрасное будущее, веру в жизнь и в человека. Интересно, что подобное можно применить сегодня к любому городу, например, к тому же Нур-Султану, который тянется к небу посреди степных просторов. - Уке Ажиев замечает и подчеркивает самые мелкие детали, подробности мира - горящий алый цвет тюльпанов в сиреневых тенях степной травы, извилистую и быструю ленту дороги, по которой мчатся крошечные грузовички, видимые издалека белые стрелы строительных кранов, устремленных прямо к небу, к облакам и радуге. Но органично соединяет их с целым, с общим планом, добиваясь убедительности образа. Соединяя далекое и близкое, крупное и мелкое, художник создает динамику, внутреннюю подвижность пространства картины. Отсюда такая жизненная убедительность и естественность образа весны как начала чего-то бесконечно прекрасного, идеального. Простой и понятный сюжет в этой работе наполнен настоящим глубоким переживанием радости жизни, которое звучит искренне и в полную силу, - говорила о нем еще несколько лет назад известный казахстанский искусствовед Ольга Батурина. Или вот другая его картина “В степях Байконура” - полотно скорее экспрессионистическое. Оно не призывает к новым трудовым подвигам, но заставляет человека остановиться, задуматься о последствиях его деятельности. Уке Ажиев уже тогда поднимал вопросы экологии, обращаясь к философским проблемам взаимоотношений человека и природы. Удивительно, что подобные идеи он разрешал чрезвычайно лаконичным и простым бытовым сюжетом. Но от этого его работы, даже такого социального характера, не становились менее лиричными.
Нур-Султан |