|
Ольга Шишанова Выставка живописи и графики казахстанского мастера Андрея Ноды обещает открыть новый выставочный сезон в столичной галерее Has Sanat
Творчество Андрея Ноды широко известно не только в Казахстане, но и за рубежом. За плечами мастера - члена Союза художников РК, лауреата премии “Тарлан” - профессиональный стаж 40 лет, опыт более чем в 300 групповых выставках и свыше 30 персональных. А еще картины художника представляли Казахстан почти на всех крупнейших международных форумах. Выставляться Нода начал еще во время учебы в Алма-Атинском государственном театрально-художественном институте, затем распределение в Караганду, долгое возвращение в родной город Алматы, и конечно, всегда работа. И пусть главным для себя Андрей всегда считал живопись, увлечение графикой становилось более глубоким, занятия керамикой, фотографией - постоянными и все более значимыми.
Узнаваемая манера сложилась как-то сразу, рука Ноды всегда опознаваема - и в самых ранних работах, и в более поздних. Сюжеты живописи и графики - их немного, остальное - фигуры, пейзажи, натюрморты. Фигуры - это действительно фигуры, персонализация никоим образом не входит в задачи художника, они у него заняты чаепитиями, прогулками под облаками или луной, скучают или беседуют, дремлют или наблюдают. Человеческие переживания фигур воспринимаются вполне реально, несмотря на всю ирреальность происходящего - изображенного. Постоянно в творчестве Андрея Ноды звучит тема двоих, звучит поэтично, загадочно, но всегда искренне. Обычно немногочисленные предметы-персонажи натюрмортов мастера - чайники, сосуды, рыбы, фрукты - ритмически динамичны. Невольно ожидаешь, что они - как в анимационном фильме - поплывут, переместятся. Графика - черно-белая, монохромная и цветная, печатная и рисованная, всегда разная, хотя круг тем-сюжетов тот же, что и в живописи. Сам же художник немногословен, он не любит давать названия своим работам или выставкам. Просто живопись и графика, а в них музыка цвета, музыка линий, музыка самой жизни, как ее понимает художник Андрей Нода. Именно таким в картинах мастер создает обособленный мир, который наполняют выдуманные им самим персонажи. Он рассказывает истории о жизни с помощью человекоподобных героев: их пластика и манера движений подобна кошкам, а туловища венчают большие, порой угловатые головы. Несмотря на все это, они не пугают зрителя - это не антропоморфные монстры, а добрые существа. Их крупные головы - это пространство для передачи всей гаммы людских эмоций, от страха и испуга до спокойствия и умиления. Нода избегает изображения реальных людей, заменяя их собственными прототипами, которые позволяют раскрыть природу человеческих чувств с еще большей интенсивностью. Каждое полотно Андрея Ноды, по мнению искусствоведов, - это эмоциональный сгусток. Нода раскрывает настроение и характер персонажа не только через мимику и выражение лица или мордочки, но и через цвет. То же самое происходит в его пейзажах и натюрмортах. Среди работ встречаются пастельные, мягкие композиции, где он сочетает спокойные, умиротворяющие тона. А есть и дикие, буйные, неспокойные сочетания. Они рассказывают о бурных переживаниях, как позитивных, так и негативных. Цвета в творчестве Андрея Ноды очень метафоричны - с их помощью художник выражает настроение персонажей, передавая весь эмоциональный фон каждого отдельного произведения. Художник непринужденно меняет язык изображения в зависимости от момента, ситуации, умонастроения и даже смены погоды за высокими окнами его талгарской мастерской.
Вот, например, оптимистичный, яркий и звучный “Цветной натюрморт”, с красно-белой столешницей, на которой уверенно разместились копченая рыба, красочная бутылка и ваза с летящими шариками цветов. А вот пара полотен с излюбленными художником головастыми персонажами. Как всегда, они одновременно узнаваемые и неожиданные благодаря контрастам и нюансам подвижной мозаики красок, тождественной душевным многосложным состояниям. Тогда как таинственный “Рабочий день”, в серебристой гамме которого неожиданно возникает большой розовый эллипс - словно солнечный гигантский блик или летающее блюдце нежно опускается на крышу дома. И по-прежнему силуэты, и большие массивы цвета: сумеречно охристая земля, танцующие стволы под тяжелой массой темнеющей листвы, легкие зелено-голубые и снежные бесконечные склоны, черные контуры вершин. Из всего этого возникает стремительный ритм линий и цветовых пятен - звучит услышанная мелодия земли, а может, даже угаданная музыка космических сфер. Художник говорил, что “хотел бы создавать абстрактную живопись, но пока энергия натурных впечатлений требует хотя бы незначительного присутствия примет реального мира, пусть и преображенного художественным видением живописи”. Потому-то стихия чистого цвета и абстрактная композиция еще впереди, но уже не за горами...
Нур-Султан |