|
Ольга Шишанова “Алые паруса” - повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей возвышенной мечте, о том, что каждый может сотворить для близкого человека чудо. Феерия рассказывает историю о девочке Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было всего восемь месяцев, а потом жила в деревушке Каперна со своим отцом - моряком Лонгреном. Отец, человек замкнутый и нелюдимый, после отставки стал делать и продавать игрушки - искусно изготовленные модели парусников и пароходов, чтобы заработать себе и маленькой дочери на жизнь. Но однажды, когда Ассоль было всего восемь лет, она увидела незнакомца, державшего в руках ее кораблик. Это был старый Эгль - собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы, и когда она вырастет и станет взрослой, за ней однажды на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет ее в далекую страну...
С этой сказкой в столицу Казахстана приехал Карагандинский академический театр музыкальной комедии. На главной театральной площадке страны - в театре “Астана Опера” режиссер-постановщик, обладательница “Золотой маски”, премий “Человек года” и “Мельпомена” Сусанна Цирюк из Санкт-Петербурга представила на суд ценителей мюзикла один из своих самых роскошных спектаклей “Алые паруса”. Она любезно нашла накануне премьеры время, чтобы ответить в эксклюзивном интервью журналисту “НП” на несколько вопросов. - Сусанна Юрьевна, как случилось, что именно вы оказались режиссером “Алых парусов” в Карагандинском театре музыкальной комедии, сами будучи из Санкт-Петербурга? - Я работаю с этим театром не первый год и не в первый раз. Наше творческое сотрудничество насчитывает уже 12 лет. Я всегда приезжаю к ним с удовольствием, когда они зовут меня поработать. Ну а сейчас у нас очень ответственная премьера на главной театральной площадке страны. Я несколько ошеломлена этим, поскольку предыдущий раз была в Астане 15 лет назад, в 2004 году. Ну а сказать, что я потрясена театром “Астана Опера”, значит, не сказать ничего.
- Какие спектакли оказались наиболее запоминающимися из тех, которые вам довелось поставить на сцене Карагандинского театра? - Мюзиклы “В джазе только девушки”, “Целуй меня, Кэт!”. Классические спектакли “Король вальса”, “Сердце корсиканки”, музыкальная комедия “Соломенная шляпка”. И вот - “Алые паруса”. - Можно рассказать об этой постановке подробнее? - Во-первых, это репертуарный театр, и о кастинге речи быть не может. Тем более я знаю труппу, которая не так велика и очень компактна. Кроме того, в музыкальном театре всегда должно быть два состава исполнителей, потому что там, а тем более в этом спектакле - сложные вокальные партии, но главное - потрясающая, романтичная, шлягерная музыка Дунаевского. Это подкупает прежде всего, когда знакомишься с материалом, ну и совершенно чудесная история Александра Грина, которую ни в коем случае нельзя путать с фильмом! Потому как на самом деле повесть Грина, собственно, как и спектакль, и либретто, гораздо жестче, чем романтический светлый фильм, который был поставлен и представлен в советское время практически без негатива. История Грина о том, сможет ли выжить мечта в жестоком и суровом мире, в котором нет иллюзий, и тем интереснее нам было работать над этой темой. - Какой линии вы придерживались? Что вы хотели передать зрителю? - Я хотела, чтобы зритель, посмотрев, задумался - выживет ли правда? Ну и, безусловно, само произведение об этом тоже говорит, но совершенно не всегда. Поэтому я хотела выстроить спектакль так, чтобы до самого конца было неясно, выдержит ли все эти испытания, сквозь которые ее проводит судьба, эта хрупкая странная девочка, которая родилась и живет где-то на задворках мира, в богом забытом городке, где вокруг нищие озлобленные люди. И в котором, главное, нет никакой любви, никакого романтизма. И Грин все это показывает и рассказывает. - Вы думаете, так было “запланировано” судьбой? Или это совпадение, случайность? Или... - Случайностей не бывает. Потому я и задалась вопросом - выживет ли мечта? Соответственно, чтобы она выжила, нужно как-то суметь выстоять, при этом душа либо формируется каким-то образом в испытаниях, либо гибнет. Вот такая дилемма. И дело тут не в том - приплыл к Ассоль в итоге капитан Грей или нет. Это вообще не факт - приплыл он, или это будет продолжение ее мечты и защитной реакцией. Ну да - приплыл он, приплыл... Но! Это уже результат, хеппи-энд. А дело-то в процессе. Потому что когда человек подвергается таким испытаниям - разным и страшным: она отверженная, ее считают юродивой, то в какой-то момент она почти начинает терять веру, почти перестает ждать. В спектакле Дунаевского этот момент очень сильно показан. И потом это еще очень такой интересный эксперимент с душой и мечтой. Очень надеюсь, что это заденет публику за живое. - Что вы можете рассказать о жанре мюзикла сегодня? - Очень люблю. Да и в мире никто не терял интереса к этому жанру. Мюзиклов ставится все больше. Особенно в США, хотя самые первые известные мировые мюзиклы родились в столице Англии, откуда уже потом попали на Бродвей. Чем интересен мюзикл сегодня? Это полные залы, причем мюзикл нельзя считать легким жанром, потому как большинство из них основаны на хорошей полноценной драматургии, на серьезной литературе - это отнюдь не развлекательный жанр. Судите сами - есть даже мюзикл, поставленный по роману Виктора Гюго “Отверженные”, который обошел своей постановкой весь мир. С другой стороны, мюзикл на самом деле это очень дорогое удовольствие. Всем известно: чем более массовый жанр, тем он дороже в постановке, кроме того, музыкальные театры тоже всегда стоили дороже драматического. Но не должно быть жанра дороже, чем классическая оперетта. А еще мюзикл - это особая манера исполнения, это целый пласт особой культуры, это владение особой хореографической лексикой и пластичностью...
Автор благодарит за помощь в организации интервью сотрудников КАТМК Любовь Серебрякову и Наталью Морозову
Нур-Султан |