|
Ольга Шишанова В столичной галерее Has Sanat проходит персональная выставка под названием “Тайны Великой степи” казахстанского художника, заслуженного деятеля культуры РК Мажита Байтенова
|
На его полотнах - завораживающий мир фантастических абстрактных и графических образов, смелые авторские эксперименты, связанные с традиционными символами национальной культуры, что соединились воедино в “Тайнах Великой степи”. По словам организаторов вернисажа, “абстрактная и графическая живопись Байтенова предоставляет художнику большие возможности для экспериментов. Автор изображает мир, прислушиваясь к собственным чувствам и эмоциям, обращается к глубинному подсознанию публики. А еще в своих работах он использует сочные краски, формы, линии и текстуры, которые трудно представить вместе, однако на полотнах причудливые оттенки оживают и создают гармоничные сочетания. Потому-то его оригинальные авторские идеи воплощаются в реальность с помощью абстрактных фигур, линий, форм, сочетающихся с цветом, что позволяет каждому зрителю точно воспринять замысел произведений. Таковы картины “Кочевники”, “Золотой воин”, “Семья в древности”, “Время”, “Движение”, “Древо жизни”, “Модели на голубом фоне”, созданные мастером с использованием оригинальных творческих приемов, где “эксперименты с цветом соседствуют с монохромностью, открывая публике широкий простор для воображения”. И действительно, еще в 1973 году Мажит Байтенов первым в республике использовал новейшие изобразительные приемы декоративно-прикладного искусства в станковой живописи. О них сегодня арт-менеджеры говорят, что “авторский почерк Мажита Байтенова легко узнаваем благодаря своеобразной игре красок, цветов, света и форм”. Всего же на экспозиции экспонируют почти 50 работ. При этом, чтобы понять замысел полотен, нужно внимательно рассматривать мельчайшие детали. Потому как здесь можно увидеть богатейшее разнообразие тем - от таинства семейного вечернего ужина до авторских представлений о национальных традициях и обычаев. Возможно, именно это очень завораживает и привлекает посетителей. На полотнах художника изображено множество персонажей, например, невеста, которая примеряет саукеле, кобызшы, играющий кюи в степи. А центральная картина экспозиции “Композиция № 1” в виде абстрактного круга идеально вписывается в любой интерьер. Тогда как в полотне “Вихрь Шамана” каждый может пойти своей тропой познания, увидеть в работе что-то свое: горы, облака, степь, бубен и другие атрибуты древних ритуалов. Так, в своих картинах Байтенов не только подчеркивает преемственную связь современной культуры с наследием древних предков - саков и тюрков, но одновременно утверждает ее вневременной, общечеловеческий характер, выявляя присущие ей истинные ценности. Мастер, по его словам, всегда изучал историю, обычаи казахского народа, он глубоко знает смысл и понимает, чувствует особенности традиционной культуры. Для него важно было передать сущностные моменты, строгие принципы. А значит, почти все произведения, которые оказались представлены вниманию зрителей на нынешнем вернисаже, также несут отпечаток размышлений автора об истории и современности своей страны, одновременно молодой и древней. Потому-то часть работ выставки, как уже упоминали, отсылает зрителя к исторической тематике, другая посвящена дню сегодняшнему. Это такие работы, как “Алас Сапран”, “Смутное время”, “Балбалтас” и “Взгляд Шамана”, который дополняет “Вихрь Шамана”. Но историческая тема - далеко не все, к чему обращается мэтр и что отображается на его полотнах. Один из таких жанров - это портретная живопись. И сегодня практически невозможно представить его “Великую степь” без тех же женских образов, что, в свою очередь, несмотря на интенсивность цветовых ритмов, присущих кисти Байтенова, оказываются нежны и не лишены кокетства. Это “Ботагоз”, играющая на кобызе. Это “Гейша”, которая очень даже проста, но одновременно несущая в себе некий посыл - снаружи смиренный, а за слоем пудры скрывающий эмоции и переживания. Картины выполнены мастером в разном стиле, хотя все равно в каждой из них ощущается персональный творческий почерк Байтенова. И, наконец, еще одна ипостась художника, которая заключается в том, что мастер представляет все-таки старшее поколение казахстанских живописцев, в то время как его творчество отличает по-настоящему молодой, задорный темперамент. Арт-критики считают, что это от особой выразительности, способности придать предельную силу цвету, от смелости включать всю свою непосредственность, искренность и яркость в создаваемые образы. Тогда как поклонники его работ в социальных сетях говорят, что “в творчестве мастера есть особые произведения. Например, набережная реки Ишим. Это место очень красивое и умиротворенное в любое время года. Потому-то и нравятся работы Мажита Байтенова, ведь они не только необычны в своем исполнении, но каждый зритель воспринимает их по-своему.
Нур-Султан |