|
Ольга Шишанова Кинорежиссер и писатель Ермек Турсунов не только принял самое деятельное участие в кинофестивале “Евразия”, но и стал самым авторитетным председателем жюри за все время его существования. Сегодня он собеседник “НП”
- Ермек Каримжанович, что изменилось с тех пор, как вы были студентом, а сегодня стали председателем жюри такого знаменитого фестиваля как “Евразия”? - С одной стороны, наверное, много чего изменилось. Во-первых, прошло время. Хотя, с другой, в моем мировосприятии не поменялось, пожалуй, ничего. Да и во мне самом вряд ли что-то изменилось кардинально, потому что те люди, те друзья, которые были рядом со мной, они остались прежними. Даже мой дом, мой Алматы, хоть и стал другим, но, не поверите, для меня он остался прежним. Как и мое село Первомайское, что в пяти километрах от Чемолгана, в Алматинской области, куда я приезжаю время от времени, пусть и поменялось внешне, но дух того, раннего времени остался тем же. Поэтому, мне кажется, внутри я остался тем студентом, которому все интересно, которому до всего есть дело, и он продолжает учиться, как и я - до сих пор. Вот только разве что я, пожалуй, меньше стал удивляться чему-то в этой жизни. Ну а в остальном все по-прежнему. Особенно в том, что касается мироощущения, оно у меня на прежнем уровне. Ну и, слава богу, наверное.
- Есть ли какие-то задумки у вас в творческом плане, которые подпадают под ваше высказывание “потолка не должно быть”? - Я всегда стараюсь избегать высоких слов о моих произведениях, о моем творчестве, но на сегодняшний день снова есть один, уже написанный, сценарий, который лежит в моем портфеле, он ждет своего часа. Еще я думаю о том, что нужно продолжать писать книги - тем много. А так у меня за много лет давно сложился свой установленный график жизни. После утреннего чая я чаще всего стараюсь заниматься писательским творчеством, поработать, порыться в архивах. Потом - прогулка, обед и обязательная правка написанного утром. И так изо дня в день, разумеется, за исключением определенных моментов - встреч, мероприятий. В общем, нечто сродни дню сурка. Кстати, нынешний кинофестиваль “Евразия” вырвал меня из моего обычного состояния, но это то событие, которому стоило посвятить определенную часть своего времени. Это серьезная и нужная вещь - поработать на благо казахстанского кино, после чего я снова возвращаюсь к своему прежнему распорядку, потому как готовлю к осени новую книгу. - О чем? - С тех пор, как закрыли “Ротель”, куда я писал свои рассказы, из которых, к слову, составились и были опубликованы мои сборники “Мелочи жизни”, “Жили-были”, я стал работать над книгой, которая называется “Карашанырак”. Знакомые мне посоветовали открыть аккаунт на “Фэйсбуке”, и там на своей странице один раз в неделю я выдаю какой-нибудь свой рассказ. Вроде народ читает, вроде бы кому-то нравится. Но я делаю это потому, что считаю важным для сегодняшнего дня, когда все повернулись в сторону персонального самосознания. Так вот, я нашел в Академии наук тех, кто помог мне познакомиться с выдающимися фольклористами, этнографами. Те, в свою очередь, дали мне очень много материала, свои монографии, результаты исследований, которые я перелопачиваю, воспроизводя в своем стиле, в несколько ироничном ключе, но с бесконечной любовью к нашей протоистории. - Исходя из того, что на кинофестиваль пригласили в рамках FAM-тура голливудских продюсеров, задумывались ли вы о совместных проектах с американскими деятелями кино? - Знаете, был такой гуру американской кинодраматургии Джозеф Кемпбелл, который занимался исследованием мифологии. Так вот, он пришел к выводу, и я с ним согласен, что мировой миф имеет общие корни, и потому так много общего в русских сказках, в тюркских, казахских, персидских сказках, в сказаниях индейцев Америки, причем иногда некоторые сюжеты вообще оказываются неожиданно близкими друг к другу. Скажу больше, например, когда я снял кинокартину “Келин”, ее очень тепло воспринимали в Италии почему-то. Я был очень удивлен. Выяснилось, потому что у них есть миф о волчице, которая вскормила братьев Ромула и Рэма, и так возник Рим. В Японии очень тепло принимали этот фильм, потому что у них очень много легенд, связанных с невесткой. Вот так и выясняется, что протоистория человечества едина. Пусть во многом она и языческая, с повторяющимися темами, даже с пересказанными в том или ином формате у разных народов библейскими сюжетами. Что же касается индейцев древней Америки, я, когда работал в Союзе писателей, несколько лет общался с этнографом и литератором Акселеу Сейдимбековым, который постоянно твердил мне, что едва ли не вся цивилизация вышла из казахстанских степей, приводя множество своих доказательств. При этом любопытно, что, по его утверждениям, когда не было Берингова пролива, а Чукотка была материковой зоной, часть наших предков, будучи кочевниками, перешли в Северную Америку. И у тех и у других сохранилось много общих обычаев, таких, как поклонение огню, культ предков, сохранились, ассимилировав к местным условиям, архитектура построения жилищ, поселков для проживания. И он тогда еще мне предлагал снять об этом что-то такое интересное и запоминающееся, хотя я склонен думать, что эта идея и ей подобные долго будут греть людей ищущих, но покопаться можно... - Да, соединив вестерн, мифологию, историю... - Тема серьезная, и над ней надо подумать. - Какие виды творчества, кроме писательства и режиссуры, вам еще близки? - Все-таки я очень люблю писать рассказы в том коротком жанре, в каком создается мой “Карашанырак”. А поскольку у меня накопилось очень много архивов, путевых заметок - я жил и путешествовал на Ближнем Востоке, в Европе, в Америке, в общей сложности около 12 лет, теперь дело за малым - систематизировать это все, помочь обрести форму и издать новой книгой.
Нур-Султан |