|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК открылась групповая выставка Armanda Star, цель которой - поддержать творчество молодых художников в рамках Года молодежи в Казахстане
Главной отличительной особенностью вернисажа стало то, что посетители музея впервые смогли познакомиться с работами начинающих художников, недавних выпускников художественных вузов, имеющих не самый большой выставочный опыт. Тем не менее в экспозиции представили такие виды изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. Их авторы Людмила Айтуарова, Дилором Аширбекова, Алия Амренова, Гульбарам Аскарова,Темирлан Абенов, Нурболат Базарбаев, Бакыт Жораев, Гульнара Даирова, Айгерим Карибаева, Азамат Нуртазин, Наркес Имангазы, Мейрман Ильясов, Айдана Кулахметова, Валерия Сергеева и Анеляиз Хакимова. Все они казахстанцы, воспевающие родной край, о чем в ходе церемонии торжественного открытия в приветственном слове упомянул директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы. По его словам, еще Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев объявил 2019-й Годом молодежи. “В связи с этим проводятся различные мероприятия в поддержку молодежи. Сегодняшняя выставка - тому доказательство. И хотя казахстанское искусство хорошо известно во всем мире, мы хотим, чтобы наши талантливые ребята еще больше стали востребованы не только в нашей стране, но и за ее пределами. Так что вернисаж Armanda Star - их первый шаг, и я надеюсь, что эти художники будут участвовать в крупных выставках и в будущем”, - подчеркнул он. Позже, подчеркивая столь важное начинание, как премьерный шаг в художественную выставочную жизнь, по окончании поздравительного слова Арыстанбек Мухамедиулы вручил каждому участнику сертификат. Любопытно, что, несмотря на первый шаг, экспозицию выстроили настолько гармонично и таким образом, что при всем разнообразии работ она воспринималась как единое выставочное пространство, в котором ярко определялась самобытность каждого участника.
Ну а тот факт, что творчество молодых художников отразило активный поиск индивидуального стиля, стремление сформировать свой художественный язык, продемонстрировало творческий потенциал каждого из них. Возможно, вскоре именно по этим характерным, найденным ими творческим чертам можно будет отличать художественный полет каждого начинающего сегодня в стенах такого роскошного здания, как столичный Национальный музей. Тем более что тематика работ, выставленных в экспозиции, дает представление о преемственности творчества молодых с классической традицией, соотнесения с современным искусством и даже попытки предвидеть будущее. Кстати, при этом многие искусствоведы считают, что назвать все это только казахстанским искусством нельзя. Потому что сейчас каждое произведение искусства - это нечто большее, чем что-то национальное, так как все вокруг взаимосвязано и подвергается взаимовлиянию. И потому между современным зарубежным и казахстанским искусством разницы как таковой не существует. В том плане, что современное искусство - это международный язык. И казахстанские художники контемпорари-арта владеют этим языком. Их работы выполнены на международном уровне. Конечно, любой художник в той или иной точке мира вовлекает определенные контексты, исторические моменты, традиции. То есть образы на выставке, которые художники взяли “отсюда”, - местные, аутентичные. Отличаются и материалы, которые традиционно используют в локальных точках. Да и сама идея национальной идентификации положена в основу концепции всей выставки.
Так же, как и традиция повествования, которая в Казахстане никогда не пресекалась: так что акыны, жырау, кюйши, сказочники, поэты, писатели, режиссеры и художники сейчас, как и сотни лет назад, рассказывают свои истории о жизни и о себе, расшифровывая людям сущность вещей и явлений, приметы времени и их значение. Вот только сегодня новые повествователи несут в мир новые истории Великой степи, говоря новым языком современного искусства. И характерным примером тому служат, повторим, экспонируемые работы, в которых отражены грани Великой степи, перекликающиеся с “Семью гранями...” Первого Президента Казахстана. Не случайно работы, выставленные на выставке, опосредованно визуализируют основные ее постулаты, рассказывая истории, связанные с обозначенными “Семью гранями”. Такими, как всадническая культура, древняя металлургия Великой степи, звериный стиль, Золотой человек, колыбель тюркского мира, Великий шелковый путь и Казахстан - родина яблок и тюльпанов. Но главное - показана линия горизонта Великой степи, от которой можно оттолкнуться, оставаясь везде присутствующим в ее ауре...
Нур-Султан |