|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК открылась выставка портретов “Взгляд” из коллекции музейного фонда. По словам организаторов, идея нового выставочного проекта заключается в желании всмотреться в переданные средствами графики, живописи, скульптуры лица, чувства, эмоции людей, свидетелей своего времени
|
Более восьмидесяти картин, очень разных по стилю, технике и времени исполнения, представленных в экспозиции, демонстрируют индивидуальность портретируемых, запечатленных кистью известных художников Казахстана и некоторых зарубежных авторов. Среди них Салихитдин Айтбаев, Гульфайруз Исмаилова, Арий Школьный, Аранши Шаржанов, Евгений Смурыгин, Нина Терещенко, Бахытнур Бурдесбеков, Владимир Эйферт, Мингиш Абылкасов, Алпысбай Казгулов, Николай Наседкин, Alexandra Connor, Дмитрий Шварц, Федор Фивейский, Иосиф Китман, Павел Куценко и многие другие. Скульптурная портретная галерея представлена работами известных мастеров, выполненных в самых разных материалах - дерево и гипс, мрамор и бронза, шамот и алюминий. Зрителей ждет встреча с известными героями своего времени - покорителями целины, тружениками производства, Героями Социалистического Труда, музыкантами, актерами, учеными. Их характерные образы дополнят портреты простых людей, одухотворенных мудростью, лиричностью, легкостью и нежностью чувств, ежедневно наполняющих жизнь содержанием и смыслом человеческого существования. Тем более что портретный жанр в изобразительном искусстве Казахстана всегда занимал особое место в силу своей значимости как средства постижения человеческой индивидуальности, исследования мира души человека, создания образа. В нем находили воплощение представления об общественном, нравственном и эстетическом идеале любого исторического этапа. К портретному жанру обращались почти все художники Казахстана, но среди них были мастера, в произведениях которых этот жанр обретал высокую миссию философского постижения человеческой личности в форме выразительного художественного образа. Так что предоставленная временем историческая перспектива позволит взглянуть на отдельные периоды в истории изобразительного искусства Казахстана в новом ракурсе, с позиций их современного понимания, в русле поиска подлинных духовных основ современной национальной культуры. Однако хотелось бы сказать, что та ситуация, которая сложилась в конце ХХ века в СССР, да и в мире тоже, тем не менее оказала огромное влияние на характер культуры, в которой наблюдалось активное становление национальных художественных школ. В том числе и в портретной живописи. Ведь в сознании советских людей той эпохи росло предчувствие неизбежности глобальных перемен, которым суждено было затронуть все сферы жизни общества. В Казахстане в этот период в портретном жанре наблюдался активный творческий поиск, отразившийся как в методах живописно-пластической интерпретации, так и в самом подходе к раскрытию морально-психологических аспектов человеческой индивидуальности. Что, разумеется, вылилось в создание самых разнообразных портретов, а именно их духовной интерпретации на холсте, в графике, в скульптурных изображениях.
Более того, обобщенность и структурная жесткость в портретах постепенно сменялась более тонкой и деликатной проработкой характеров героев. Человеку в картине возвращалась его индивидуальность, местами, как уже говорилось, отмеченная даже лирическими и романтическими интонациями. Сама же проблема человека, отображение его внутреннего мира как отдельной личности в портрете со временем все больше и ярче становилась ключевой. А еще в то время в изобразительном искусстве обозначился переход к усложнению образно-пластических средств в искусстве при явном историческом ретроспективном взгляде, реализованном, в частности, в обращении и ссылкам на наследие культуры Ренессанса. Где прошлое и настоящее постепенно сплетались в одно поле исторической памяти. Так на сцену художественной жизни Казахстана приходит поколение художников, в творчестве которых наметился путь создания собственно национальной школы живописи, скульптуры и графики, в основу которой были положены уже традиционная философия и культура казахского народа, обогащенная достижениями мирового искусства. Причем у художников этого поколения проявились совершенно уникальные способности претворять и перефразировать национальные особенности творческого воплощения. Они вылились как в композиционный, так и в живописный метод, гармонично соединив внутреннее содержание с обобщенным эпическим воплощением. Особое одухотворенное состояние человека в их произведениях стало логическим продолжением восточной традиции самопознания. Произошел поистине настоящий отход от метода академизма, а идеи современности стали осваиваться с особым сильным ощущением духовности, переплетенной с национальным традиционным искусством. Проблема переосмысления роли пространства, цвета и содержания в портрете, в контексте вызовов нового времени стала для этих художников основой. Тогда как образы портретируемых потеряли, наконец, формальную пластическую цельность, все больше тяготея к экстравертной экспрессивности и эмоциональной напряженности. Впрочем, все это можно будет хорошенько рассмотреть на выставленных работах, экспонируемых в столичном Национальном музее.
Нур-Султан |