|
Ольга Шишанова Сегодня кино - важнейшее из искусств, которому принадлежит будущее, которое по праву - самый массовый вид искусства, управляющий миром. Невозможно переоценить роль кинематографа в современной культуре, особенно для Казахстана, что переживает сейчас период роста и устремленности к новым вершинам
Самый первый Международный кинофестиваль “Евразия” прошел в 1998-м, и его организатором выступила отечественная киностудия “Казахфильм”. Однако помпезное, шумное открытие, связанное с множеством обещаний и надежд, ни к чему серьезному так и не привело. Может, потому что первый казахстанский кинофестиваль ориентировали на российских звезд и их околокинематографическую тусовку? На приглашения и развлечения, к слову, потратили львиную долю бюджетных денег, но дальше этого дело так и не продвинулось, а о реальных проектах по окончании I МКФ можно было забыть. Формат мероприятия был в основном развлекательным, а заявленный статус “международного” соблюдался слабо. Дальнейшая история фестиваля только ухудшила положение вещей. Потому что это ежегодное и важное мероприятие мало походило на действительно значимое статусное культурное событие международного масштаба и почти не выполняло своих главных задач - это рождение и развитие новых идей казахстанского кино, интеграция кинематографа в международное сообщество. Напротив, из года в год фестиваль приходил в упадок. Положение изменилось лишь после 2017 года, когда МКФ “Евразия” впервые провели в столице Казахстана в рамках международной выставки “Астана ЭКСПО”. Пожалуй, именно тогда он стал обретать новые масштабы, тогда же приложили усилия для появления реальных совместных международных проектов. Тогда же открыли и казахстанский павильон в Каннах, а сама дата - 2017 год - стала рубежом для отечественного кинематографа, точкой, с которой стартовал новый отсчет его истории.
Между тем кинофестиваль всегда влияет на производство. И все проекты, которые стали победителями на зарубежных международных фестивалях, казахстанские фильмы, которые стали выходить в массовый прокат, - это результат фестивалей 2017, 2018 и 2019 годов. Тогда как первый МФК “Евразия”, прошедший под руководством директора киностудии “Казахфильм” Сергея Азимова, да и остальные, всегда находившиеся под кураторством руководителей “Казахфильм”, до сих пор вызывают много вопросов. И первый из них - насколько все это было результативным, особенно, когда в казахстанском кинематографе и без того было предостаточно проблемных точек и болезненных процессов. Что, естественно, отражалось и на производстве. Так, под руководством Ардака Амиркулова, когда он возглавлял киностудию “Казахфильм” больше 10 лет, начали масштабную кинокартину о жизни и творчестве Абая Кунанбаева под рабочим названием “Юность Абая”, которая стоила больших денег. Но где этот фильм сегодня? Где результат потраченного финансирования? Много вопросов и к производству эпического фильма “Кочевник”. Проект должен был стать судьбоносным, тем более что, согласно официальным данным, на его производство потратили 35 миллионов долларов, по неофициальным - 39 миллионов. Однако в результате - полный провал, о чем даже писали в ведущих изданиях США, а завершать киноэпопею пришлось россиянину Сергею Бодрову, который довел фильм, что называется, до ума, хотя это было нелегко, поскольку ему пришлось осваивать лишь остатки выделенного бюджета. Или, например, во времена Ермека Аманшаева, который руководил киностудией “Казахфильм” больше семи лет и при котором вроде началось оживление, так как одним из важных проектов “Казахфильма” того периода стал фильм “Путь лидера”. Но это был политический проект, не ориентированный на массового зрителя. Относительно успешным можно назвать картину “Жаужурек мын бала”, однако при его бюджете - 18 миллионов долларов - можно было явно достичь больших результатов. Зато начали множиться провальные проекты, как пример - фильм “Феникс” того периода, при производстве которого раскрыли растрату и нецелевое использование бюджета. И еще один момент - определилась тенденция: кто командует на “Казахфильме”, тот и заведует МКФ “Евразия”. Так, во времена Аманшаева фестиваль отличился появлением на красной дорожке Марка Дакаскоса, Настасьи Кински, Сигурни Уивер и других звезд мирового кинематографа. Но все это вылилось снова только в растрату бюджетных средств и нулевой результат (за семь лет!) для развития отечественного кино. Справедливости ради отметим, что только за предыдущие несколько лет Казахстану все-таки удалось активно войти в международное кинофестивальное движение, а сам фестиваль “Евразия”, перестав быть формальным, стал рабочим результативным проектом. Вот несколько примеров. Так, кинорежиссер Сергей Дворцевой нашел продюсеров из Китая и других стран именно на площадке МФК “Евразия” в 2017 году в Астане. Эта встреча в дальнейшем переросла в фильм “Айка”, победивший в Каннах, где в главной роли снялась Самал Еслямова, получив первой на всем постсоветском пространстве титул лучшей актрисы. Впервые за всю историю существования к участию в “Евразии” стали приглашать директоров и представителей всемирно известных кинофестивалей. А в 2018 году режиссер Эмир Байгазин был удостоен престижного звания “Лучший режиссер” за фильм “Озен”. В апреле нынешнего года картина режиссера Фархата Шарипова “Тренинг личностного роста” удостоена Гран-при на 41-м Московском международном кинофестивале. Также впервые в истории казахстанского кино была завоевана первая главная награда голливудского кинофестиваля Best Global Hollywood Film за фильм “Амре”, снятый совместно с компанией Darplay и с голливудскими творческими группами. И сегодня казахстанское кино становится известным во всем мире, а наряду с масштабными историческими фильмами снимают и социальные картины. Более того, именно в предыдущие три года усилился интерес к Казахстану как к стране, кинематограф которой полноформатно начал выходить на международный рынок. Не последнюю роль в этом сыграл обновленный формат МКФ “Евразия”. На который, кстати, в этом году приезжали продюсеры, ориентированные действительно на реальное совместное производство кинокартин и длительное сотрудничество с казахстанским кинематографом. То есть настоящие результаты кинофестиваль “Евразия” стал показывать только тогда, когда началась системная работа по привлечению лучших специалистов, диалоги “Евразии” стали плодотворными, а сама площадка МФК - по-настоящему рабочей и работающей лишь в предыдущие три года. Чему в большой степени способствовала организация Государственным центром поддержки национального кино и Союзом кинематографистов РК нынешнего, 15-го по счету, фестиваля “Евразия” в рамках нового закона о кино. Прошедший МКФ не отличался пышными подарками и приездом ярких звезд, зато стал по-настоящему рабочим проектом, где обсуждали реальные кинопроекты и зародилось множество новых идей, заделов на будущее.
Нур-Султан |