ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Страсть коллекционера Культура

Эльвира Сыздыкова
Южную столицу посетил известный российский галерист, коллекционер, арт-менеджер, политтехнолог и публицист Марат Гельман. Его силами и неутомимостью была создана первая частная художественная галерея постсоветской России. В Алматы Марат Александрович приехал для участия в презентации большого новаторского проекта и всевозможных открытых artist talk с казахстанскими художниками. “НП” удалось урвать несколько минут беседы со знаменитым гостем

Марат Гельман принял участие в презентации первой в Казахстане онлайн-платформы современного искусства Qazart. Сейчас в ней “обитают” 28 художников, работающих в модернистских направлениях живописи, скульптуры, фотографии и коллажа.
Коллекционер горячо интересовался, чем живут и что вытворяют казахстанские художники, с которыми провел несколько встреч, в том числе в музее Кастеева и пространстве Aurora Space. Марат Александрович попытался рассказать о том, как быть художником, о не безуспешных попытках искусства влиять на внешнюю среду и о взгляде коллекционера, понимание которого обретает витальное значение для деятелей искусства.
Известный галерист поднял острую и неудобную в художественной среде тему качества создаваемого художниками контента: “Если сейчас спросить у любого куратора, как отличить хорошее искусство от плохого, вы не получите ответа, потому что система критериев разрушена, потому что понятие качества дискредитировано рынком и перестало быть художественной категорией”.
И тем не менее ведь внутри каждого галериста, куратора и коллекционера колеблется стрелка компаса, которая указывает им на решение дилеммы. Марат Александрович вывел довольно спорную, но эффективную систему определения качества искусства, по которой воспитывал коллекционеров.
Вкратце система - наслоение критериев, что на протяжении истории существования человечества применялись к оценке искусства. Таким образом, эпоха Древнего Египта принесла понимание богатства, древние греки были одержимы поиском идеала, римляне восхищались тонким ремесленническим трудом, церковь упивалась сакральностью, а эпоха Возрождения стремилась к безукоризненной имитации реальности.

В процессе оценки, само собой, особенно важен взгляд коллекционера. Гельман объяснил, почему коллекционер не обычный зритель: “Глядя на работу художника, он вспоминает все работы, которые видел раньше. Для него это культурный ландшафт. Можно сказать, что искусство для коллекционера не фортепианно, а органно. Ты нажимаешь на клавишу фортепиано, и звук исходит ровно столько, сколько ты держишь эту клавишу. В органе ситуация резко меняется”.
Знаменитый арт-менеджер развеял заблуждение о том, что лишь у жителя постсоветского пространства туговато с пониманием современного арта. Проблема эта, по его наблюдениям, развернулась в мировом масштабе: “Корень этого не только в образовании. Музей построил стены непонимания между художником и публикой, вместо того чтобы стать коммуникационной площадкой. Да, зрителей у искусства стало больше, но понимания меньше”. Разгадку Марат Гельман видит в совмещении репрезентации и производства искусства, например, в открытых мастерских, которые он также поощрял в арт-резиденции Dukley Art Center в Черногории. Ее коллекционер основал в 2015 году.
Корреспондент “НП” поговорил с российским галеристом об историческом следе коллекционера, подпорченном имидже, политической силе искусства и самовыражении через собранные произведения.

 

alt

Разговор двух кураторов - российского Марата Гельмана и казахстанского Оли Веселовой

 

- Марат Александрович, профессия коллекционера имеет достаточно размытое понимание у публики и нередко сопровождается негативными воззрениями. Чем лично вы аргументируете важность, недюжинный труд и гуманитарный вклад профессии?
- Искусство - это сфера, где главную роль играет личность. Например, Третьяковская галерея - большая государственная институция, позади которой находился конкретный человек - Третьяков. В постсоветских странах существовал такой образ, если вы посмотрите советские фильмы, какого-то дилера или барыги, или торговца, который через границу контрабандой перевозит картины. Все же надо помнить, что коллекции формировали личности. Поэтому ключевая роль коллекционера - представление общества. Он принимает решение, какие работы будут отвечать за наше время. Если раньше коллекционер не заметил какого-то художника, его работы отправлялись на “чердак”. Сейчас художник, которого не обнаружили, исчезает - нет места, пространство перегружено, все утилизируется. То, чего не усмотрели профессионалы, считай, и не было.
- Действительно, как вы отметили, репутация коллекционера оказалась, скажем так, подмоченной. Как же ныне минимизировать ущерб?
- Да, я думаю, что все-таки от этой проблемы сохранились остаточные явления. И сейчас достаточно взять примеры из прошлого и напомнить, как культурно-национальное достояние формировалось страстью коллекционера.
- Сейчас художники все чаще прибегают к политической интерпретации, искусству в акционистской манере. Каково ваше мнение по поводу эффективности и места подобного творчества?
- Я считаю, что внутри полноценной художественной среды обязательно должны быть такие художники. Если искусство не “выеживается”, оно сразу же уходит в декоративность. Понятно, что Павленский (Петр Павленский, скандальный российский художник-акционист. - Прим. автора) не художник для подражания, и это не значит, что сейчас все должны ринуться в этом направлении. Но если художественная среда вырабатывает такое политическое противоядие, значит, она здоровая. Искусство таким образом заявляет, что оно часть общества, что художник думает не только о себе, что он готов рисковать ради каких-то ценностей.
- В ходе беседы вы озвучили такую мысль: “Коллекционер самовыражается через свои коллекции”. Как собранные вами произведения характеризуют вас?
- Во-первых, я меняюсь. Это очень важно, человек меняется, моя коллекция тоже меняется - в основном накапливается. Мне интересно путешествовать по собственной жизни через эти работы. Это довольно простая мысль, но именно через коллекцию я понял, как сильно изменился.
Кстати, любопытны размышления Марата Александровича по поводу будущего искусства. Одна из его теорий заключается в том, что со временем оно приобретет коллективное лицо в рамках института, который будет массово выпускать произведения искусства. “Искусство будет менее авторским, но зато всеобъемлющим”, - подытоживает Гельман.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение