|
Ольга Шишанова Государственный историко-культурный заповедник-музей “Азрет Султан” совместно с Национальном музеем РК ко Дню столицы приглашает посетить экспозицию, в которой отражены пропаганда духовного наследия Великой степи и уникальный памятник архитектуры Центральной Азии, вошедший в список Всемирного культурного наследия
Именно такую жемчужину Востока представляет собой мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, построенный по велению эмира и пропагандирующий сегодня историко-культурные памятники страны на глобальном уровне, а также культурное творчество, сотрудничество между тюркоязычными государствами на пространстве всемирного сообщества в рамках духовной модернизации богатого наследия страны. Современный мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави построили на месте погребения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави, оказавшего значительное влияние на ислам в Средней Азии. Помимо мавзолея на территории музея-заповедника находятся несколько музеев. А также городище Культобе, суфийский центр с подземной мечетью Хильвет, подземная мечеть Аулие Кумшык ата, Хума-мечеть, ритуальное строение Шильдехана, средневековая цитадель и шахристан, фрагменты крепости и руины мавзолеев Алходжа ата и Гаухар ана, мавзолеи Рабиги Султан Бегим, Есим-хана, Абылай-хана, Жолбарыса, Касым-хана, Жанибек-батыра, Казыбек-бия.
В составе музея-заповедника находится также более 100 памятников истории и археологии, а еще около 25 тысяч письменных, архитектурных и нумизматических экспонатов. Музей-заповедник “Азрет-Султан” является самым посещаемым туристическим объектом региона и важнейшей достопримечательностью всего Казахстана, ежегодно он принимает более 350 тысяч посетителей. В экспозиции нынешней выставки, сгруппированной в три раздела, представлено более 60 экспонатов. Первые части выставки посвящены наследию Ходжи Ахмеда Ясави. Это, во-первых, книга “Диуани хикмет”, написанная в ХVIII веке, и летопись “Насабнама”. Кроме того, выставлены произведения “Газалы” Навои, “Муслик ал-Муттакин” Софы Аллаяра, “Диуаны” Ходжа Хафиза, “Киссалары” имама Магруди, “Диуан”, ценные экспонаты ХIV века, подаренные эмиром Тимуром, - оригинальные светильники, лауха, макет тайказана. Тайказан - один из средневековых артефактов, который был специально изготовлен и подарен мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави в 1399 году по приказу эмира Тимура. Тайказан был отлит в населенном пункте Карнак. Мастер - Абдилазиз ибн Шараф-ад-дин Табризи. Вес казана две тонны, вместимость три тысячи литров, диаметр 242 сантиметра, диаметр помоста 60,7 сантиметра. Высота казана 162 сантиметра, высота постамента 54 сантиметра, сам же казан изготовлен из семи различных металлов. Таких, как медь, цинк, золото, серебро, бронза, свинец, железо. На внутренней части нет никаких орнаментов и надписей. Надпись на поверхности тайказана состоит из трех частей. На верхней части, как вступительное слово, написаны отрывки из девяти сур Коран Карима, дальше продолжается хадис Пророка, после - объяснение, для чего и для кого был отлит казан и когда закончен. Второй ряд разделен на двадцать картушей. Если на двух его частях, расположенных рядом, написано собственное имя мастера подписью сульса, то на остальных восьми - написано поздравительное слово на персидском языке. Что касается средневековых бронзовых светильников, то они являются одним из древнейших экспонатов, подаренных эмиром Тимуром в 1397 году мавзолею Ходжа Ахмеда Ясави. По историческим данным, светильников шесть. В 1935 году один из них направили на конгресс “Труды средневековых иранских мастеров в странах Центральной Азии и Кавказа”. Вторая часть одного светильника хранится сегодня в Музее Лувра, еще часть - в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Одним из самых ценных экспонатов является лауха (наконечник флага). Он также хранится в музее с эпохи эмира Тимура. В середине 1990-х годов лауху удалось всесторонне исследовать. Выяснилось, что чудесное орнаментирование лауха была создана также по приказу Тимура. Этот верхний наконечник флага, литый из бронзы, с деревянной ручкой, оказался длиной восемь метров, высотой 98 сантиметров, а его вес достигал пяти килограммов. В центральной части, как уже упоминалось, была сделана гравировка на арабском языке в виде орнамента растений, чтобы можно было читать в обе стороны одинаково, представляющая собой четыре имени халифа. Добавим, что удлиненная ручка лаухи, закрепленная деревом, повторяет надписи и гравировки светильников мавзолея. Во второй части выставки представлены фотографии, рассказывающие об официальных поездках в Туркестан Нурсултана Назарбаева, а также Коран, подаренный первым президентом РК заповеднику-музею в ходе визита в Туркестан в 1999 году. В третьей части выставки расположились фотографии 1871-1872 годов путешественника А. Куна из “Туркестанского альбома”, где воссозданы ценные экспонаты ХIV века - тайказан, лауха, подсвечники, двери, этнографические и археологические материалы из фондов музея-заповедника, фотографии историко-духовных мест Туркестанского региона. Плюс старое издание “Тысячи и одного хадиса” (1906 год, 303 страницы), в котором собраны хадисы пророка Мухаммада. Причем книга написана на арабском языке, а комментарии даны на тюркском. Наша цель - оставить след, Мир не вечен, ты заметь. Если встретится с чистым сердцем человек, Будем помнить и молиться мы о нем.
Нур-Султан |