|
Ольга Шишанова В столичной галерее HAS SANAT прошла выставка художественных произведений замечательной творческой династии Калимовых
Сначала хотелось бы сказать несколько слов о тех, чьими картинами и чьей непреходящей творческой династией не перестают восторгаться как любители прекрасного, так и коллеги-профессионалы, мастера кистей и красок. Во-первых, это Мухит Калимов, который родился в 1931-м, но в 2002-м его не стало... Художественное досье звучит скупо: казахстанский живописец, заслуженный деятель искусств РК с 1989 года. Член СХ РК с 1965-го. Родился в поселке Зеленый Гурьевской области, окончил Алматинское художественное училище имени Н.В. Гоголя в 1958 году. А художественный институт имени Репина - в 1964-м, причем учился у знаменитостей - народного художника СССР, профессора Б. Иогансона и профессора А. Зайцева. С 1968 по 1970 год - творческая аспирантура института имени Репина. Затем начал преподавать в Алматинском художественном училище, случилось это в 1964 году. Прошел путь от доцента до заведующего кафедрой Алматинского архитектурно-строительного института, стал профессором и в 1980-м - заведующим художественной кафедрой Алматинского театрально-художественного института. Его чудесные выставки проходили в Швейцарии, Австрии и Венгрии. Сегодня работы художника находятся в музее имени А. Кастеева, в музеях Атырау, Астаны и Караганды. Во-вторых, Лиза Калимова, которая родилась в 1949 году в Атырауской области. В 1971 году она окончила Алма-Атинское художественное училище имени Н.В. Гоголя и уже с 1979 года стала членом Союза художников Казахстана. С тех пор она художник-реставратор по тканям и мягким изделиям ГМИИ имени А. Кастеева, а еще живописец. В 1990 году стала лауреатом молодежного фестиваля “Жигер”, и тогда же на международной выставке во французском Дижоне получила золотую медаль и грамоту. Но лишь в 1994 году в Государственном музее искусств имени А. Кастеева прошла ее персональная выставка...
И, наконец, Дария Кастеева-Калимова, которая родилась в 1971 году, в семье художников Калимовых и продолжает династию. Училась сначала в музыкальной школе имени Жубанова. затем в 1987-1991 годах - в Алма-Атинском художественном училище имени Гоголя по специальностям “художественное ткачество” и “декоративно-прикладное искусство”. Сегодня она преподает в колледже и школе КазНУИ, обучает студентов на кафедре “Изобразительное искусство и дизайн”, а в 2007 году стала членом Союза художников РК. Так вот, по мнению искусствоведов, Мухит Калимов был и остается ярким представителем классиков казахстанского искусства ХХ века. Он внес весомый вклад в создание национального языка живописи, а прекрасное академическое образование позволило художнику реализовать свои замыслы, создавая разнообразные пейзажные, портретные и жанровые произведения. Здесь все - владение рисунком и композицией, поэтичность и сдержанная тональность с богатой палитрой оттенков, повествовательность сюжета и символизм. Кроме того, считается, что он являлся безоговорочным мастером портрета - идеально выполненного, композиционно выверенного, наполненного внутренним светом и характером.
Сдержанная цветовая гамма, нежная светопередача с живым, свободным мазком, но не хаотичным, а создающим ритм и гармонию в безупречной лепке образа. Такими предстают перед зрителем портреты Каныша Сатпаева и академика Маргулана, реставратора Жанны Дужновой, а также родных и близких людей. А еще народный художник Казахстана Мухит Калимов рисовал свою Лизу, обволакивая ее неяркими, приглушенными красками, выгодно оттеняя природную красоту и женское очарование. Его портреты - мужские, женские, детские - это своего рода исследование характеров, ведение некоего диалога с моделью - человеком известным или близким, предстающим монументально-возвышенным либо особенно дорогим и любимым. Отточенное мастерство, использование характерных нюансов, выбор неярких, пастельных цветов - жемчужно-серых, светло-коричневых, песочных - для создания картины, таковы особенности работы этого мастера. А вот Лиза Калимова, отталкиваясь от повествовательности и традиций реализма, обратилась к поискам изменений в живописных приемах для передачи национальных традиций через узор орнамента и плоскости цвета. В ее работах, по мнению арт-критиков, появились декоративность, монументальность и стилизация. Линия, пятно, особенности фактуры, лаконичность форм - характерная особенность ее работ в материале, будь то вышивка, войлок, аппликация. Она автор многочисленных произведений декоративно-прикладного искусства в технике аппликации: гобеленов, панно из меха и войлока, шерсти, вышивки. Что касается Дарии, то наряду с работами в традиционной живописи и классической национальной манере в полной мере проявляется ее декоративизм, причем переходя от живописи к работе с материалом. В ее произведениях характерная плоскостность сочетается с цветовыми контрастами, тогда как гобелены и вышивки отличают изящная передача светотени и геометризация форм. В этом же направлении творит и юная Толкын, чей творческий стиль еще только формируется. Для ее произведений характерны работа с сюжетом и фоном, создание контурных образов. Они отличаются плавностью линий с перетеканием одного элемента в другой, ведя к подчинению общей идее сюжета.
Нур-Султан |