|
Ольга Шишанова Известного культурного деятеля Казахстана Алмаза Нуразхана назначили директором Национального музея РК. И своим первым эксклюзивным интервью на этом поприще он поделился с корреспондентом “НП”
- Алмаз Шайкенович, чем сегодня живет Национальный музей? - Должен сказать, что это учреждение довольно долго существовало без руководителя. И я думаю сегодня сформировать новую команду, потому что меняется и сам формат Национального музея. Не буду лукавить, он слегка “застоялся”, и потому мы открыты всем, кто приходит к нам со своими проектами и идеями. Мы хотим поднять музей на мировой уровень, и это не высокопарные слова, так как я помню то, что тут было, когда я работал в этом учреждении в 2015 году, и мы действительно могли похвастаться теми вернисажами, которые здесь проходили. В то время в стенах Нацмузея побывали экспонаты из Эрмитажа и Китая, из Каирского музея и объединения музеев Франции “Гран-Пале”. И сейчас мы снова становимся на другие рельсы, на тот путь, который поднимет планку нашего музея. Первая задача при этом - полная реэкспозиция залов, потому что музей - это живой организм, в котором экспозиция должна двигаться постоянно, показывая каждый раз новые экспонаты. Тем более нам есть что показать - фонды музея очень и очень приличные, насчитывающие в запасниках до 300 тысяч артефактов. И все это будет переформатироваться.
- К слову, в этом году у вас намечается пятилетие музея... - Да, и мы готовим план мероприятий. Так, на конец июня запланировали большую республиканскую конференцию, полную реэкспозицию залов, о которой я уже говорил. Будут открыты все семь этажей музея. В это же направление входит и проект “Шествие “Золотого человека” по музеям мира”, а также множество мероприятий под эгидой “Рухани жангыру”. Я считаю, это очень вовремя, потому что с экономической точки зрения в мире уже знают о Казахстане, теперь пришла очередь познакомить всех с культурой республики, а знакомство с таким древним артефактом, как “Алтын адам”, как нельзя лучше этому способствует. - Пожалуйста, расскажите об этом подробнее. - “Золотой человек” уже посетил шесть стран, в этом году его путешествие началось с Татарстана, где мы сделали очень большую выставку с высоким резонансом. Сейчас мы реализуем второй этап. Связан он с проведением Года Казахстана в Узбекистане, и поэтому “Алтын Адам” из Казанского кремля отправился прямо в Ташкент. Потом, до конца нынешнего года, у нас в планах еще несколько стран, куда должен попасть и рассказать о древней культуре Казахстана знаменитый иссыкский артефакт. Это Малайзия, Италия, ведем мы переговоры и с Грецией. Следующий год хотим открыть большими контрактами с Японией и США. Добавлю, что параллельно мы идем с этими государствами на паритет. Например, взамен “Золотого человека” из Татарстана нам обещали в 2020 году привезти на съезд мировых и традиционных религий экспонаты из Исламского музея. Будем договариваться и с Узбекистаном, чтобы они привезли к нам свое замечательное декоративно-прикладное искусство.
- А какие экспонаты есть в музее, которые бы соответствовали содержанию статьи “Семь граней Великой степи”? - Во-первых, “Золотого человека” сопровождают экспонаты, которые показывают развитие на территории Казахстана и коневодства, и оседлого образа жизни, и даже металлургии. Не забыт нами и один из символов Казахстана - тюльпан. Например, нашу выставку в Ташкенте по всему периметру будет окружать этот цветок. Кроме того, мы показываем экспонаты Ботайской культуры (археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700-3100 годах до н. э. на севере Казахстана в Акмолинской области). В перспективе думаем открыть зал, в котором все эти грани были бы отражены. А еще передать несколько артефактов, которые характеризуют эпоху пятитысячелетней давности на территории Казахстана, в открывающийся музей в Туркестане.
- У вас в экспозиции уже выставлен один из таких экспонатов, аналогов которому нет нигде. Это так называемый “Тобольский мыслитель”... - Это очень неоднозначный артефакт. Мы даже планируем собрать по поводу его изучения отдельную конференцию, продумать новую концепцию его экспонирования. Скажу откровенно, изначально мы планировали его показывать на выставках вместе с “Золотым человеком”, но, к счастью, вовремя поняли, что этого делать категорически нельзя - оба эти артефакта весьма самодостаточны и потому будут друг с другом “спорить”. - Кроме этого каковы планы Нацмузея на будущее? - Помимо выше озвученных вернисажей я бы хотел отметить, что мы собираемся привлечь в музей как можно больше людей из социально уязвимых слоев населения. Во-первых, детей из детских домов, во-вторых, людей с ограниченными возможностями, в том числе даже слабовидящих, для которых мы должны создать все условия. Как иллюстрацию к этому думаем сделать выставку одного художника из Татарстана, который пишет картины, не имея рук и ног! Плюс собрать казахстанских художников, оказавшихся в таком же положении, и открыть их совместный вернисаж. И, наконец, разработать пятилетний план развития Национального музея, по которому бы это замечательное учреждение культуры работало без перебоев. Подумываем открыть детский зал с проведением мастер-классов по различным видам искусства на постоянной основе, а вокруг самого здания возвести площадку музея под открытым небом...
Фото пресс-службы музея
Нур-Султан |