|
Ольга Зорина
Южно-Казахстанский театр оперы и балета вновь порадовал зрителей сценическим представлением с поэтичным названием “Инжу-маржан”
Здание было построено с большой любовью и всеми возможностями для полноценной творческой работы. Комфортные репетиционные залы, гримерные, аудиостудии, малый концертный зал, буфет, огромный холл с настенной росписью, витражами и большими зеркалами - все выполнено в благородной позолоте. Здание декорировано стилизованным казахским орнаментом. По всем галерейным проходам размещены репродукции живописных работ известных художников, с которых считывается музыкальная тематика.
Особого восхищения заслуживают главный зрительный зал и гостиная-ресторан. Актовый зал, рассчитанный на 350 мест, выполнен в том же золотом стиле с декорированием казахским орнаментом. Мягкие оттенки золотого придают пространству изысканную атмосферу и располагают к восприятию искусства. Гостиная оформлена в этническом стиле, в оформлении интерьера использованы лучшие произведения станкового и прикладного искусства, выполненные местными мастерами. Такая красота плюс созданные удобства, естественно, формируют благоприятную обстановку для развития творческого потенциала театра.
Программа “Инжу-маржан” была задумана директором театра Аскаром Алиханом еще задолго до официального открытия здания:
- Мы хотели избранные фрагменты из казахских опер, как жемчужины, нанизать в специальную концертную программу. Для этого составили репертуар, написали сценарий, разработали и сшили костюмы, поставили танцы, заказали соответствующие декорации и в итоге выдали двухактное сценическое представление, в которое вошли практически все жанры оперы - увертюра, арии, хоровые партии, балет.
Зрители, причем многие из них впервые в своей жизни, смогли оценить величавый дух и поэтику таких произведений, как опера “Абай” А.Жубанова и Л.Хамиди, “Ер Таргын”, “Дударай” и “Кыз Жибек” Е.Брусиловского, “Енлiк-Кебек” и “Махамбет” Г.Жубанова, “Камар сулу” Е.Рахмадиева и “Бiржан - Сара” М.Тулебаева.
Арии были исполнены как молодыми солистами театра: Н.Балтакожой, Д.Кустутиным, У.Сеилбековой, Ю.Новак, А.Ибраевой, К.Кулыншаковым, недавними выспускниками Казахской академии музыки Ж.Белгибаевой, А.Мазкеновой, так и маститыми исполнителями Т.Кузембаевым, Ж.Тажибаевой и Т. Есенгалиевым.
Оперные профессионалы Шымкента - С.Мавнуков, А.Аманов, Н.Синхабиби - выступили в качестве как педагогов по вокалу, так и полюбившихся солистов молодого театра.
Дирижировать симфоническим оркестром были приглашены Аида Абдуллаева из Каракалпакской Республики и Есеркеп Жолдасов, деятель культуры Казахстана. Оркестр, состоящий из музыкантов Шымкентского музыкального колледжа, как и прежде, был усилен специалистами Ташкентского театра оперы и балета имени Навои. Такой состав позволил представить казахские оперы в самом выигрышном свете.
Кроме того, немаловажную роль для серьезного восприятия национальной оперной музыки сыграло декорирование сцены. В этом направлении постарался местный художник Калтере Жумагулов. Он разработал общий этнический стиль реквизита. Вдоль всей сценической площадки была натянута рельефная имитация кожаного покрова, на котором были выбиты выпуклые символы известных в Казахстане петроглифов. В такой же манере им были созданы балбалы, расставленные по сцене, и фрагменты степных музыкальных инструментов. А образ кобыза - обобщенного символа поющей степи - стал главным предметом всего оформления. Его струны, протянутые к потолку, натягивали вибрацию в атмосфере действа. Они, как сгусток народных мелодий, легли в основу исполненных арий из казахских опер.
Ожерелье из жемчужин национальной музыки получилось просто блистательным и заслужило искреннее восхищение зрителей, сумевших его примерить!
А впереди, совсем скоро, третья оперная сцена Казахстана порадует наши сердца удивительным произведением Верди “Травиата”. Имена главных приглашенных солистов театр пока держит в секрете. |