|
Ада Викторович
Открытие 76-го сезона в театре драмы имени Лермонтова прошло по-особому празднично. Театр наконец-то открылся после затянувшегося ремонта
Это событие стало долгожданным и для труппы, которая намучилась, репетируя где придется, и для зрителей. Последние за любимым театром, правда, ходили туда, куда позовут анонсы афиш, оставаясь преданными драме. И комедии. А как же без комедии?
Ведь даже перед закрытием на ремонт театр поставил комедию, чтобы порадовать своего зрителя в нелегкие времена. Ну а открытие и начало нового сезона театр встретил двумя премьерами. Одна из которых обозначена в программке как комедия - спектакль по пьесе Эрба Гарднера “Я не Раппопорт”. Другая премьера - спектакль по пьесе “Воробышек” Льва Проталина, который называется “Отдам старую добрую собаку в хорошие руки”. Это драма. Но что считать комедией, а что драмой, зрителю предстоит разобраться. В обоих спектаклях хватает и того и другого - смешение стилей, веселая легкость в сочетании с трагедией человеческих судеб.
Праздник только начинается
В театре на открытии во всем чувствовался праздник. Каждая мелочь, каждая деталь интерьера не остались без внимания зрителя, пришедшего, впрочем, получить иные зрелища, но в предвкушении нового комфорта. Потому-то ни одна деталь не ускользнула от тех, для кого часто прикасаться к искусству драмы и комедии - норма жизни или ее необходимость.
Не буду вдаваться в экзерсисы типа “театр сверкал великолепием”, скажу лишь, что сделано на самом деле немало, уж не говоря о том, что это просто совершенно новый театр. Хотя работы по ремонту до сих пор еще ведутся, параллельно с репетициями и спектаклями.
Число мест в основном зале стало значительно меньше - теперь их не тысяча, а всего шестьсот. И руководство просто оскомину уже набило, рассказывая миру о магических сантиметрах между рядами. И это правда, коленки теперь не упираются за счет расширенных междурядий. Также имеются специальные места для инвалидных колясок и, как показатель цивилизации, специальные туалеты для людей с ограниченными физическими возможностями.
Акустика зала просто прекрасна. Но звук и свет - это также предмет гордости служителей театра. Эти важные моменты наряду с вентиляцией также предусмотрели в контексте данного преобразования театра, что, впрочем, сказалось на ценах на билеты. Они стали выше. Дорогое оборудование, реконструкция и, соответственно, другое потребление электроэнергии, видимо, входят в цены на билеты, составляя часть стоимости спектакля. Но настоящая цена спектакля, думаю, обсуждению просто не подлежит, как не подлежит обсуждению цена искусства.
Светлый день
Сказать, что день открытия театра был особо торжественным - значит, не сказать ничего. Вся труппа в полном составе вышла на сцену, после поздравлений и приветственных речей официальных лиц сияя, как начищенная серебряная монета из прошлого в веке нынешнем. И твердость этой валюты - самый главный показатель праздника. Как обычно, шутил со сцены острый на язык Рубен Андриасян. Его спектакль “Отдам в хорошие руки старую, добрую собаку” украсил премьерный показ основной сцены.
Руководству театра особый респект. Они сумели сохранить замечательную труппу в полном составе. А еще театр ожидает пополнения “свежей кровью” - молодыми актерами, которых Андриасян высматривает среди своих учеников.
Но прошедший год ознаменован не только ремонтом и его окончанием. Главный худрук Андриасян отметил свое семидесятилетие. Он всего на пять лет моложе родного театра, которому стукнуло 75, и день рождения отмечает в один день с днем рождения театра - 31 октября. Так уж совпало. Кстати, юбилей решено отметить в этом году, в конце февраля. Так что у театра сплошные праздники.
А еще актрисы Марина Ганцева и Ирина Лебсак получили звание “Заслуженный деятель Республики Казахстан”. А Владимир Толоконников награжден орденом “Курмет”.
Еще одной радостной новостью стало приглашение для постановки спектакля Романа Виктюка. С нетерпением зритель ждет обещанного “Короля Лира”, которого было сложно репетировать в маленьких помещениях предоставленных репетиционных залов. Спектакль, говорят, уже на подходе. И хочется, чтобы этот конвейер, в хорошем смысле этого слова, не останавливался, представляя на выходе самое вкусное, какой бы привкус оно не носило - сладкий или горьковато-соленый.
А что смотреть?
Театр восстанавливает многие любимые зрителем спектакли. Ну а что касается премьер, они, в принципе, об одном, неся в себе общечеловеческие ценности, рассказывая про жизнь, про смерть и про любовь. Но главное, они затрагивают тему стариков, которая сейчас, как нельзя кстати, становится модной. Хотя как-то даже неловко употреблять слово “модный” в данном контексте. Просто, видимо, назрело. И пришло осознание того, что уходит от нас не только целый пласт истории, но и самое ценное, что есть в нем - его люди, носители этой нелегкой исторической эпохи. Люди удивительные в своей характерности. К тому же со старостью практически каждому суждено встретиться лицом к лицу. Вот и актеров это, кстати, тоже касается.
Как-то в киноклубе Борецкого перед показом фильма “Чайка”, который как раз и затрагивает данную тематику, театр “АРТиШОК” устроил свой показ мини-спектакля-импровизации на тему, как актер от юных ногтей приходит к закату своей жизни. С чем приходит и как это бывает.
И не случайно я это вспомнила, потому как в том же киноклубе позже обсуждался фильм Александра Головинского “Играем Чехова” - о гениальном актере Юрии Померанцеве и о Русском драматическом театре имени Лермонтова. Это размышления Померанцева о театре и о времени. И было мнение среди обсуждающих, что пора, пора гению уходить на заслуженный отдых. И что он, безусловно, гениален, но смотреть уже жалко. На что другие участники обсуждения “стали стеной” за великого Померанцева. Померанцев - гений! И для таких, как он, нужно специально создавать спектакли. Вот и Борис Преображенский в своем последнем интервью в Алматы об этом говорит. На спектаклях Померанцева всегда аншлаг, что само по себе показатель. И спектакль о стариках “Я не Раппопорт”, представленный театром в день открытия в малом зале, - стал, по мнению практически всех, кто его видел, бенефисом актера Юрия Померанцева. Отличились в нем и другие актеры - Зубов, Покровская, Джамбакиев, Попов, Багрянцев. Актерский состав и его игра просто великолепны. Спасибо режиссеру-постановщику Владимиру Молчанову. Кстати, о спектакле - после его премьеры у всех присутствующих сразу сложился вопрос: зачем такой спектакль, с таким количеством актеров ставить на малой сцене, тогда как премьера большой сцены больше подходит по постановке и количеству актеров - их всего три - для малой сцены?
“Я не Раппопорт”
Пьеса американского драматурга Эрба Гарднера, написанная в начале 80-х, уже была поставлена в Московском театре Львом Дуровым, который сам и сыграл главную роль. Спектакль, по сути, о двух разных по характеру стариках, которые попадают в различные истории. Но неизменным остается их место встречи - скамейка парка. Нат Мойер, словоохотливый фантазер, бунтарь и спорщик, ведет на скамейке беседы со своим приятелем Миджем Картером, который, работая управдомом, более тих и реалистичен, нежели его друг. Забавные приключения, полные юмора и грустных моментов, происходят со стариками.
“Отдам в хорошие руки старую добрую собаку”
Спектакль по пьесе Льва Проталина “Воробушек”, несмотря на всю драматичность жизни его героев, - легкий и трогательный. Местами просто банальный и даже предсказуемый, он не утратил при этом своего очарования. В спектакле основной является не только тема стариков. Извечная тема мужчины и женщины, любви, прошедшей через всю жизнь, предстает перед зрителем. Писатель, драматург, по пьесам которого поставлен не один спектакль, написавший несколько киносценариев Лев Проталин ушел из жизни в мае прошлого года. В его сценариях тема взаимоотношений всегда подчеркнуто трогательна, хотя и не всегда его творения можно назвать вершиной драматургии. В спектакле “Отдам в хорошие руки старую добрую собаку”, так же, как и в вышеописанном спектакле, основное место действия - скамейка. На ней-то и встречается пожилая дама Маша, не утратившая со временем и его тяжкими моментами юношеского задора, со своим однокашником Гришей. И встреча эта является для немолодых людей судьбоносной. Она открывает зрителю всю нелегкую жизнь этих героев и их угол зрения на эту жизнь. Гриша в исполнении Геннадия Балаева не всегда убедителен. Хотя это, по-моему, черта самого героя, не всегда уверенного в себе и своих поступках скептика, предстающего то профессором, а то недотепой.
Актриса Нина Жмеренецкая, сыгравшая Машу, в чем-то более убедительна, но местами и переигрывает. Ее роль достаточно сложна, и кажется, что спектакль просто еще сыроват. Как считают заядлые театралы, хороший спектакль всегда должен “настояться”. И смотреть его надо раз эдак на восьмой. “А вы не видели еще Нэльскую в этой роли? Хороша!” - сказала мне знакомая театралка. Впрочем, тот состав, который я увидела, меня вполне устроил. Еще одна маленькая роль Игоря Личадеева, считаю, очень удалась этому актеру. Он играет сына главной героини - Вадика. По окончании спектакля, в котором, как и в первом, юмора было предостаточно, дамы в зале смахивали неожиданную слезу. Уж не знаю, показатель это спектакля или сантименты, но, по-моему, одно с другим очень взаимосвязано. |