|
Ольга Шишанова Никогда не перестанут удивлять своими безграничными возможностями и высоким полетом фантазии творческие люди. Так, уникальный сибирский мастер Сергей Бобков изобрел оригинальную технику создания трехмерных скульптур птиц и животных из обычной древесной стружки. Запатентованная методика позволяет народному умельцу творить в буквальном смысле чудеса - его скульптурные композиции настолько достоверны и реалистичны, что приводят в восторг даже искушенного зрителя
Почти 15 лет назад талантливый учитель труда провинциальной сельской школы из сибирского поселка Кожаны Красноярского края Сергей Бобков разработал оригинальную авторскую технологию создания трехмерных скульптур из кедровой стружки и прославился не только в России, но и за ее пределами. Теперь его искусством могут любоваться и казахстанцы. А все началось с эксперимента, когда мастер попытался создать из отходов древесного производства птицу. У него получилось. Неожиданно, но получилось. И тогда, после, как он сам выразился, удачного дебюта, Сергей увлекся этой техникой всерьез и, подтвердив ее патентом, добился потрясающих результатов.
Сегодня каждый новый проект мастер начинает с того, что он досконально изучает специальную литературу об анатомическом строении объекта и экспериментирует с подбором нужного материала. А именно - подбирает породу дерева и тональность древесины, наиболее подходящую для оперения или ворса создаваемой скульптуры. Затем изготавливает каркас из деревянных деталей, который стопроцентно, по его мнению, отвечает анатомическому строению тела, при этом, конечно же, учитывает и реальный размер, и вес. И только потом художник буквально одевает миллиметр за миллиметром свою скульптуру в оперение или шерстку из древесной стружки, также учитывая реальное строение перьев или ворсинок, их количество или другие специфические особенности. Сам же Сергей Бобков так рассказывает о подготовительном периоде: “Допустим, надо сделать глухаря. Сначала досконально, во всех мелочах изучаешь образ по фотографиям, фильмам, видео. Слава богу, сейчас много всякой информации обо всем и обо всех. А потом уже, когда сам вжился в этот образ, когда сам практически становишься глухарем, тогда уже начинаешь работать над тельцем”. Обычная сухая стружка имеет хрупкую структуру, но специфика снятия ее с дерева по технологии Бобкова также имеет свои особенности: небольшие брусья перед строганием он обязательно замачивает в воде на несколько дней, чтобы детали не крошились и не растрескивались. Использует в своей работе мастер в основном стружку кедра сибирского, но в качестве деталей добавляет и буковую, и ивовую. Правильно снятая с брусьев стружка очень пластична, фактурна, хорошо поддается обработке, ей легко придать нужные форму и объем. К тому же она долговечна и разнообразна в оттенках, что позволяет получить наиболее точное воспроизведение меха животных и оперения птиц. Понятно, что творение таких скульптур - очень длительный и трудоемкий процесс. Художник, проводя в своей мастерской по 12-14 часов в день, тратит на создание одной вещи от полугода до нескольких лет. Потому как каждую деталь - ворсинку, перо, шерсть - делает, подгоняет и крепит вручную.
Одна из предыдущих работ мастера - копия дикого кота манула, на создание которого ушло больше миллиона деталей, четыре года и семь месяцев кропотливого ежедневного труда. Из них более трех лет Сергей Бобков только “одевал” кота, подбирая и прикрепляя в отдельности каждую ворсинку. Поистине титанический труд талантливого мастера. А вот на создание трех сурков мастер Бобков потратил полтора года и 210 тысяч небольших брусков кедра. Многие желающие, кто мало-мальски имеет отношение к творчеству, приезжали к Сергею Бобкову перенимать опыт и постигать уникальную методику на его мастер-классах. Умелец не скупится и щедро делится секретами своего мастерства. “Но пока никто так и не взялся всерьез повторить мой опыт”, - с сожалением утверждает скульптор. А на вопросы, чем он занимался до того, как изобрел свою уникальную методику, Сергей отвечает, что однажды, пытаясь подсчитать все виды своей деятельности, сбился на 50-м наименовании. “Мы и мебель делали, и городки строили, и театральной техникой занимались, и витражами, и костюмами. Я понял, почему такая необычная технология ко мне пришла. Эта техника требует синтеза знаний. Если только двумя-тремя ремеслами владеешь, ее просто не потянуть”, - утверждает он. И, что любопытно: свои творения Сергей Бобков не продает никому и ни за какие деньги, хоть и предлагали, притом немалые. Однако он предпочитает сохранить полную коллекцию шедевров у себя в мастерской в надежде на то, что когда-нибудь его рукотворным чудом заинтересуются крупные музеи. А пока на продажу художник делает небольшие сувениры. На жизнь хватает.
Фото из личного архива художника
Астана |