|
Ольга Шишанова Посольство РК в Румынии организовало в Бухаресте выставку казахстанской художницы Лейлы Махат под девизом “Я здесь”. Экспозиция открыта при поддержке компании KMG International в рамках проектов и инициатив, продвигающих казахстанскую культуру в этой стране
По словам организаторов, выставка “Я здесь” включает в себя живописные и графические работы, которые сопровождаются инсталляциями и текстовой подборкой автора. В произведениях художницы нашли отражение казахские национальные мотивы, богатая культура и история, декоративно-прикладное творчество и современное искусство Казахстана. Ранее выставки Лейлы Махат проходили в Италии, США, Индии, Китае, Германии, Японии, Бельгии, Великобритании. Теперь новой точкой в географии персональных выставок известной художницы станет и Румыния.
“Лейла Махат - одна из самых известных казахстанских художниц, получившая множество наград и широкое признание во всем мире. Ее работы переступают географические и культурные границы, преобразовываются в универсальный язык искусства, который объединяет людей. Нынешний вернисаж нацелен прежде всего на познание самого себя и отношение между человеком и природой, что является вечными темами, которые постоянно занимают нас и играют важную роль в сегодняшнем обществе”, - отметил посол Казахстана в Румынии Даулет Батрашев. Как говорит сама автор полотен Лейла Махат, основным лейтмотивом выставки “Я здесь” стало “раскрытие художником своего истинного “Я” и отвержение всего того, что является ненужным и наносящим ущерб природе в потребительском мире, где отношения между человечеством и окружающей средой быстро разрушаются”. Также цель выставки - донести особенности современного казахстанского искусства до зарубежных ценителей живописи. Напомним, что Лейла Махат является не только автором, но и куратором казахстанских и международных проектов. Она доцент кафедры “живописи и скульптуры” Казахского национального университета искусств, а также обладательница государственной медали РК за вклад в развитие искусства “20 лет Независимости” и золотой медали Франца Кафки (Прага, Чешская Республика) за вклад в развитие международной культуры и искусства. По словам художницы, источником вдохновения ей послужило декоративно-прикладное искусство Казахстана. И подобные этой, ее выставки проходили в США, Италии, Чехии, Японии, Китае, Нидерландах и других странах мира. Кроме того, художница с успехом представляла свои работы в Австрии и Лихтенштейне. “Моя очень активная деятельность в других странах натолкнула меня на мысль о том, что я сделала очень большой перерыв в персональных выставках в Казахстане, Астане. Потому что я творю прежде всего для того, чтобы рассказать о своей культуре, и все мои работы так или иначе связаны с историей Казахстана. Мне кажется, очень важно донести особенности современного казахстанского искусства именно для того, чтобы они были понимаемы за пределами нашей страны”. Ее работы также можно отнести к такому направлению в живописи, как фигуративная. Хотя иногда она делает и абстрактные произведения, но они у нее не совсем, может быть, классические, если можно так выразиться. “Я глубоко убеждена, что художника можно разбивать по периодам, направлениям только тогда, когда он умрет. Пока ты живой... Может, я завтра начну мультики рисовать, кто знает? И я всегда против того, чтобы заталкивать человека в какие-то рамки - вот ты, например, занимаешься гиперреализмом, а ты - символизмом, и вот оттуда никуда не уходи. Так нельзя”, - продолжает она свою мысль о творческой свободе. Однако если говорить об искусстве Казахстана - в чем его главное отличие от искусства других стран, то, конечно, как и большинство школ изобразительного искусства всего постсоветского пространства, по ее мнению, это советская школа. Все мастера проходили через периоды сурового реализма, но казахская школа, казахское искусство все равно отличаются, наверное, тем, что какова бы ни была сильна станковая живопись, то есть школа и манера преподавания, в любом случае без декоративного невозможно. “Это необходимость такая, прям вот какой-то пунктик”, - подтверждает Лейла. И главное, всегда можно найти какие-то яркие вещи в работах казахстанских классиков, пусть даже это будут просто акценты или фоны - неважно, но там это всегда есть. И, наконец, несколько творческих моментов откровенности от художницы: “Все, что происходит в моей жизни, всегда связано с небом. Приезжая в новые города или необычные места, я не фотографирую достопримечательности. Я снимаю небо. В разных странах и на разных континентах оно разное, но неизменна энергия, которой небо наполняет человека. Это та сумасшедшая мощь, без которой жить не могу. А земля - то, что меня держит, кормит и не дает улететь на небо”. “Для чего изобразительное искусство вообще появилось на свет? Например, наши предки рисовали в пещерах, чтобы кому-то помолиться или к чему-то призвать. У них был абсолютно четкий расчет. И было понятно, зачем они это делали. Искусство должно быть адресовано человеку. А “голая мысль” не впечатляет. В таких случаях мне всегда хочется сказать: “Ко всем нам периодически приходят умные мысли, но это не значит, что мы их должны демонстрировать всему миру”. Тогда как в искусстве есть огромное присутствие магии. Волшебства, колдовства, шаманства. Как угодно назовите, но это что-то запредельное. Совершенно не материальное”. И некоторые эти ее мысли запечатлены на проходящей выставке...
Астана |