Эльвира Сыздыкова Изречь свежее слово там, где, казалось бы, и приписать уже нечего, - это удалось молодому, амбициозному театру “Жас Сахна” новой постановкой спектакля по бессмертной пьесе Уильяма Шекспира “Гамлет”
По сей день животрепещущей трагедии английского драматурга уже более 400 лет, и она считается самым значительным трудом в библиографии Шекспира. “Гамлета” разыгрывали на театральных подмостках по всему земному шару бессчетное количество раз, и так же немерено часто с уст актеров срывался небезызвестный вопрос: “Быть или не быть?”. Замерцавший смелыми, диковинными красками знаменитый монолог главного героя привнес исключительные глубину и перспективу спектаклю, поставленному Барзу Абдураззаковым, заслуженным деятелем искусств Таджикистана. В 2016 году режиссер взял на себя обязанности художественного руководителя театра имени Омарова. Под чутким наставлением Абдураззакова сердце театра “Жас Сахна” бьется силой юных талантов сцены. В премьерной постановке по пьесе Шекспира актеры вновь наполнили вызывающе поэтичной, бурлящей харизмой своих персонажей, которых они прожили целиком и насквозь. Так, заглавную роль исполнил Марат Амираев, условного антагониста короля Клавдия сыграл Вахид Изимов, королеву Гертруду - Тогжан Таханова. Офелию изобразили сразу две актрисы театра - Жанель Сергазина и Акниет Орынтай. И известному также своими киноролями Ашиму Ахметову достались образы двух совершенно непохожих друг на друга героев. Легендарное произведение Уильяма Шекспира раскрылось стихами, написанными одаренной актрисой “Жас Сахна” Екатериной Максим.
На камерной, уставленной уютными шершавыми декорациями сцене (впрочем, не только на ней, но об этом позже) разворачивается история чудовищной трагедии одного королевства, семьи и человека. Актеры представили несколько преображенный вариант “Гамлета”, несколько сокращенный, неимоверно образный, эффектный и пробирающий. Среди прочих, не менее важных аспектов на подобный результат играло свечение, заливавшее сцену то ностальгической охрой, то леденящей лазурью. Метко подобранные световые решения во многом определили атмосферу постановки, погружая завороженного зрителя почти в сновидческую фантасмагорию, зависшую над пропастью безумия. Напомним нетленную историю. Израненного скорбью по ушедшему отцу молодого принца Гамлета посещает призрак короля. Дух проливает свет на обстоятельства своей кончины, обнажая истинную натуру своего брата, совершившего убийство из жажды владения престолом. Завещав сыну беспощадную месть, король оставляет и без того подавленного Гамлета в полной обескураженности. И юный принц, человек довольно романтической натуры, решает изобличить преступление дяди в такой же возвышенной манере - поставить спектакль, действия в котором вторят тем преступлениям, что были совершены в королевской семье.
Возвращаясь к игре актеров. Интерпретацию “Гамлета” в театре имени Байтена Омарова отличает чудно продуманное внеформатное, внесценическое действо. Во время перформанса актеры сходят со сцены, бродят меж рядов, оказываются в невыносимо драматичной близости к смотрящему, вынуждая того быть частью живописного хаоса. Отметая в сторону лишнюю патетику, можно прийти к выводу - зрителю в красноречивой манере поведали о том, как просто потерять себя под личиной обстоятельств и неуемных чувств, как просто перестать быть собой и начать фальшивить в плену чужих, но таких зачастую общепринятых убеждений. И ровно так, как, поразившись, нашел параллель со своей реальностью король, увидевший пьесу Гамлета, свою истину в постановке “Жас Сахна” найдет каждый из зрителей. Найдет и признается в ней, потому что человек естественно тяготеет ко всему, что ему созвучно. Так, быть или не быть? Бесстрашно продолжать играть свою роль или ломаться в круговороте перипетий, стремясь заполучить больше ролей? Ответ уже ждет искушенного зрителя в спектакле “Гамлет”, а пока можно с полной уверенностью утверждать, что на вопрос о злободневности и необходимости посещения храма Мельпомены в современный век “Жас Сахна” дает утвердительный, громогласный и ни разу не двусмысленный ответ.
Фото Талгата Галимова |