|
Ольга Шишанова Казахстан семимильными шагами продолжает продвигать и популяризировать свое историко-культурное наследие на мировом уровне. Что, по мнению министра МКС РК Арыстанбека Мухамедиулы, является очень правильным подходом, позволяющим понять не только свои истоки, но и весь пласт национальной культуры в целом во всей ее глубине и сложности
Считается, что пространство - это мера всех вещей, а время - мера всех событий. Когда смыкаются горизонты пространства и времени, начинается национальная история. И это не просто красивый афоризм. Потому что если задуматься об истории немецкого, итальянского или любого другого народа, то вполне справедливо возникнет вопрос о соотношении территории и великих достижений этих народов в ходе тысячелетней истории. Например, Древний Рим и современная Италия - это не одно и то же, но итальянцы гордятся своими корнями. Древние готы и современные немцы тоже не являются одним и тем же народом, но все они - часть огромного исторического наследия Германии. Древнюю Индию с ее огромной полиэтнической культурой и современный индийский народ закономерно рассматривают как одну уникальную цивилизацию, чьи корни уходят на три тысячелетия назад, но которая продолжает свое развитие и сегодня в непрерывном потоке истории.
И Казахстан не исключение. Именно поэтому в последнее время создали, словно наверстывая едва не утерянное за много лет и десятилетий, а потом запустили в эфир несколько полнометражных исторических документальных фильмов о сакральных объектах республики. Это “Кюльтегин. Новый взгляд” и Мавзолеи Ходжи Ахмеда Ясави, “Айша-биби” и “Земля номадов”. Все эти фильмы, как рассказал “НП” глава культурного ведомства Арыстанбек Мухамедиулы, создали совместно с ведущими мировыми каналами: National Geographic, BBC World news, Discovery и Viasat History. В 2019 году запустили еще несколько серий на ту же тематику. Это серия “Ботай”, затем - “Тенгрианский календарь” и “Древняя металлургия Великой Степи”. Не стоит забывать и о другом великом богатстве, что воплотилось во всемирно известного “Золотого человека”, который сегодня “путешествует” по ведущим музеям США, Великобритании, Японии, Италии, Франции, Австрии и Китая. Он также ждет своей очереди, чтобы оказаться запечатленным в цикле научно-исследовательских фильмов, а затем и в одноименном полнометражном кино о “Золотом воине”. Нашли его в 1969 году в Иссыке и с тех пор стали называть в кругах ученых-искусствоведов “казахстанским Тутанхамоном”. Воин поведал тогда о многом, но главное - о создании художественных творений высочайшего уровня, до сих пор поражающих воображение. Его искусное золотое обличие указывало на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно же открыло и богатую мифологию, отражающую силу и эстетику степной цивилизации. Так, степняки когда-то возвеличивали личность вождя, возводили его в ранг солнцеподобного божества. Причем любопытно, что на одной из серебряных чаш, найденных около него, даже обнаружили нацарапанные знаки - следы самой древней письменности, когда-либо найденной в Центральной Азии.
Чтобы все это продемонстрировать миру, сегодня, говорит Мухамедиулы, в рамках программы “Рухани жангыру” большое внимание уделяют развитию инфраструктуры памятников истории. Только в прошлом году открыли три республиканских музея-заповедника на базе археологических раскопок “Бозок”, “Ботай” и “Сарайшык”, а также начали строительство визит-центров в музеях-заповедниках “Улытау”, “Отрар”, “Танбалы”. Они, по словам министра МКС РК, примут своих первых посетителей уже нынешней осенью. Не забыли и один из самых крупномасштабных проектов под открытым небом. Речь идет о восстановлении средневекового городища “Отрар” как еще одного знакового артефакта великой степной цивилизации и будущего туристического центра Казахстана. Ведь не случайно внимание к проекту уделяют на самом высоком уровне, то есть президент республики поручил воссоздать объекты городской среды, домов, улиц, общественных мест этого древнейшего города, сделав упор на популяризацию знаний и развитие в нем туризма. Да и не только древние города нуждаются в восстановлении. Памятники историко-культурного наследия государства, те же раскопки древних курганов, вплоть до осени прошлого года не имели “своего закона”, хотя давно нуждались в таких поддерживающих мерах, как серьезное ужесточение вопроса лицензирования деятельности по осуществлению археологических и реставрационных работ. Было необходимо также ввести и механизмы планирования исследовательской и восстановительной деятельности, обеспечить обязательное проведение историко-культурной экспертизы по объектам историко-культурного наследия. Но главное, когда закон все-таки приняли и утвердили, впервые ввели понятие “сакральные объекты” и начали борьбу с “черными археологами”.
Фото Радмира Фахрутдинова и пресс-службы МКС РК
Астана |