|
Ольга Шишанова Недавно отмечаемый праздник встречи скорой весны и нового, наступившего года, что принят в странах Юго-Восточной Азии, заставил вспомнить о выставках, на которых искусство тесно переплеталось с историей, а яркие краски оттеняли само время. Речь идет о китайской народной вышивке - удивительном чуде из страны с пятитысячелетним прошлым
По сей день считается, что китайская вышивка - это самая настоящая и блестящая жемчужина в искусстве Поднебесной. Не случайно в древнем Китае владение вещами с традиционной вышивкой символизировало высокий социальный статус. Вышитые изделия в жизнь простых людей вошли гораздо позже. А началось все с того, что Китай стал первой в мире страной, использующей шелк, производящей шелковую нить и ткани, что и привело к появлению, а затем и развитию национальной традиционной вышивки.
Произошло это более трех тысяч лет назад - именно тогда появилось на свет одно из древних прикладных искусств Поднебесной. Любопытно, что первые известные историкам инструкции по вышиванию и украшению одежды встречались даже в классической летописи “Шаншу”, написанной в 1027-771 годах до н.э. С тех пор в Китае вышивка шелком, а потом шерстью и хлопковыми нитями на самых разных материалах - шелке, атласе, грубой мешковине - стала встречаться почти повсеместно. Однако вышивка шелком по шелку до сих пор считается самой дорогостоящей и изысканной, требующей кропотливой работы и виртуозного мастерства исполнителя. Картины, вытканные шелком, являются настоящим произведением искусства. Меняющие цвет в зависимости от освещения, прозрачные и воздушные вышивки с акварельными переходами света всегда высоко ценились при императорском дворе и в аристократических семьях. На протяжении долгой истории развития этого вида прикладного искусства с приходом каждой новой династии техника и особенности вышивания менялись, в разных уголках Китая появлялись прославленные вышивальщицы. Девочек и мальчиков готовили к будущей профессии с самого детства, а технику вышивания передавали из поколения в поколение. Позже в Китае сформировались четыре главные школы вышивки, каждая из которой до сих пор обладает собственным стилем. Это провинция Хунань, провинция Гуандун, Сычуань и провинция Цзяньсу, где мастерством особенно прославились умельцы из города Сучжоу. Каких только мотивов ни встречается в китайской вышивке - от солнца, луны, звезд, гор, драконов и феникса до тигров, цветов, травы, облаков и геометрических узоров! Причем интересно, что изготовлением китайской вышивки поначалу занимались одни мужчины. Лишь спустя годы стало понятно - нежные руки женщин подходят для этого лучше. И, судя по древним историческим записям, все женщины должны были владеть искусством вышивки. Во время обучения они наблюдали за процессом и практиковали это каждый день, потому вполне естественно, что были очень искусны в своем деле. В королевских семьях и в семьях аристократов все было покрыто вышивкой, даже стены в домах украшали множеством вышитых изделий. Более того, существовал также культ, согласно которому вышитые изделия захоранивали вместе с их хозяином. Особенно ценили именные работы по шелку, которые со временем стали называть китайской живописью, также появились женщины-художницы, занимающиеся не только вышивкой, но и обучающие этому мастерству юных учеников. Одной из первых можно назвать жену императора Сунь Цюаня, которая была искусна в каллиграфии, живописи и вышивке. Интересно, что она даже смогла сделать вышитую карту Китая для своего мужа и правителя Сунь Цюаня. Но больше всего остального имели вес создаваемые ею портреты в технике национальной вышивки. Мастерица из династии Тан пошла еще дальше и умудрилась вышить семь глав буддийских сутр на крошечном куске шелка. Сейчас это произведение искусства находится в музее шелка под Шанхаем.
Позже, во время правления династии Сун, искусство вышивки достигло своего пика, увеличилось ее количество и усовершенствовалось качество, но главное - изобрели современные материалы - позолоченные и посеребренные ткани и провели классификацию того, что можно и что нельзя было вышивать. Все мотивы разделились на четыре части: горы и воды, павильоны, люди, цветы и птицы. Однако, несмотря на столь четкие критерии, в китайскую вышивку-живопись постепенно проникали японские и даже западные мотивы. Это в первую очередь уточки-мандаринки, олицетворяющие любовь, затем гранаты для плодородия; сосна, бамбук и слива - для здоровья и целостности, а пионы - для богатства и славы. Но стиль и дизайн простота и ясность - все равно оставались китайскими, стежки - гладкими, плотными и гармоничными, едва заметными невооруженному глазу. Вот только роспись-вышивка цветочных мотивов стала более плотной, а изображение наносили сразу на обе стороны, так что одежду, украшенную подобным образом, можно было носить как угодно. Сегодня китайская вышивка прославлена во всем мире, она изображает не только традиционные виды, перешедшие на полотна с древних мотивов, но и репродукции картин, шаблоны лотосов и карпов, бамбуковый лес и большую панду, драконов и фениксов, и даже древние монеты.
Астана |