Ольга Шишанова В Национальном музее РК вчера состоялся вернисаж “Урджарская жрица и возрожденные сокровища: итоги консервационных и реставрационных работ”, посвященный празднованию пятилетнего юбилея музея
Мероприятие провели при поддержке Минкультуры и спорта РК в рамках статьи “Семь граней Великой степи”. А еще в нем отразились проводимые музеем масштабные работы по реэкспозиции залов. Например, в обновленной экспозиции “Зала золота” представили уникальные артефакты из курганов “Берель”, “Тасарыћ”, “Ќулиекл”, “Тљйетас”, “ћараћаба” и “Аян”. Причем центральным экспонатом выставки стала реконструкция захоронения женщины-жрицы IV-III веков до н.э. под названием “Урджарская жрица”. Сенсационную находку открыла в 2013 году в Урджарском районе Восточно-Казахстанской области археологическая экспедиция под руководством археолога Тимура Смагулова. Говорят, что открытие “Урджарской принцессы” может оказаться ключевым вопросом в процессе восстановления истории духовной культуры срединной земли Казахстана.
Тем более что давно известный “Золотой человек” имеет неустановленный пол - кости куда-то пропали. И пусть меч и кинжал говорили в пользу мужчины, но найденные рядом зеркальце и краска - в пользу женщины. А поскольку его золотые доспехи чисто ритуальные - тонкие бляшки, оружие, которое тоже могло быть по назначению ритуальным, это могла быть и женщина. Кстати, в пользу этого варианта говорит то, что головной убор “иссыкского человека” очень похож на убор “Урджарской принцессы” и на казахский саукеле. Уржарская находка дает, наконец, перевес предположению об очень большой доле “женского” золота в сакских захоронениях. Означает ли это матриархальное общество? Скорее всего, нет. Но это говорит об очень высоком положении женщин. Возможно, даже в пользу их духовного лидерства, уравновешенного военно-силовым лидерством мужчин. То есть речь идет о рыцарской культуре, об истоке всех рыцарских культур. Подтверждением служит и изображение на войлочном ковре из пазырыкского кургана, к культуре которого принадлежала и реставрированная жрица. Любопытно, что некоторые специалисты считают эти уборы-саукеле скорее сверхсложными прическами с золотыми элементами, так что при снятии с головы эти элементы могли составить и самостоятельный ритуальный предмет. Но важнее всего тут предположение, что у нее в руках оказался именно символ в виде древа. Вероятно, от него потом и произошел христианский крест в виде древа, обычный для древнерусских храмов. На голове у дамы также простой, неритуальный головной убор, возможно повседневный. Эти элементы духовной культуры потом попадут в Западную Европу и будут считаться там реликтами рыцарского периода. А золото всегда было предназначено для дорогих женщин, и больше всего его доставалось духовным лидерам, жрицам Урджар, ответственным за связь с небом и землей через мировое древо. Да и нашли принцессу необычно. Так, на глубине 1,7 метра от поверхности сначала обнаружили плиты перекрытия, которые до того времени никто не потревожил. Под ними находились останки молодой женщины знатного происхождения. В захоронении также нашли деревянную и глиняную посуду и кости овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани одежды синего и зеленого цветов. У головы погребенной нашли золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени. Но наибольшую ценность, по мнению археологов, представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом, который обнаружили в захоронении и о котором шла речь выше. Для того, чтобы его воссоздать и сохранить, единственно возможным путем может стать - так же, как и для других памятников археологии сегодня, - консервация и реставрация находок, а также реконструкция древних предметов и даже целых комплексов. Этим и занимается реставрационная лаборатория Крыма Алтынбекова, которая является ведущим научно-исследовательским центром в области археологии, реставрации и консервации культурных ценностей. Кстати, благодаря высокому профессионализму и большому научно-практическому опыту этого коллектива удалось не только сохранить истлевшие находки, но и воссоздать костюм жрицы и ее необычный головной убор. Добавим, что на выставке представили и другие находки, прошедшие консервацию и реставрацию и свидетельствующие о богатой истории Казахстана разных эпох - от сакской до средневековой. Среди них - шелк с золотой вышивкой XIV века, сабля IX-XII веков, колчаны VIII века, седло VIII века, серебряная сбруя коня и многое другое. Как отметили организаторы вернисажа, все перечисленные предметы из археологических раскопок являются важнейшим носителем информации о материальной и духовной культуре древнего населения Казахстана. А археологические источники позволяют реконструировать процесс формирования современной казахской культуры, уходящей корнями в глубину веков.
Фото пресс-службы музея
Астана |