ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Семь граней возрождения Культура

Ольга Шишанова
В Национальном музее РК вчера состоялся вернисаж “Урджарская жрица и возрожденные сокровища: итоги консервационных и реставрационных работ”, посвященный празднованию пятилетнего юбилея музея

Мероприятие провели при поддержке Минкультуры и спорта РК в рамках статьи “Семь граней Великой степи”. А еще в нем отразились проводимые музеем масштабные работы по реэкспозиции залов. Например, в обновленной экспозиции “Зала золота” представили уникальные артефакты из курганов “Берель”, “Тасарыћ”, “Ќулиек˜л”, “Тљйетас”, “ћараћаба” и “Аян”. Причем центральным экспонатом выставки стала реконструкция захоронения женщины-жрицы IV-III веков до н.э. под названием “Урджарская жрица”.
Сенсационную находку открыла в 2013 году в Урджарском районе Восточно-Казахстанской области археологическая экспедиция под руководством археолога Тимура Смагулова.
Говорят, что открытие “Урджарской принцессы” может оказаться ключевым вопросом в процессе восстановления истории духовной культуры срединной земли Казахстана.

 

 

Тем более что давно известный “Золотой человек” имеет неустановленный пол - кости куда-то пропали. И пусть меч и кинжал говорили в пользу мужчины, но найденные рядом зеркальце и краска - в пользу женщины. А поскольку его золотые доспехи чисто ритуальные - тонкие бляшки, оружие, которое тоже могло быть по назначению ритуальным, это могла быть и женщина. Кстати, в пользу этого варианта говорит то, что головной убор “иссыкского человека” очень похож на убор “Урджарской принцессы” и на казахский саукеле. Уржарская находка дает, наконец, перевес предположению об очень большой доле “женского” золота в сакских захоронениях. Означает ли это матриархальное общество? Скорее всего, нет. Но это говорит об очень высоком положении женщин. Возможно, даже в пользу их духовного лидерства, уравновешенного военно-силовым лидерством мужчин. То есть речь идет о рыцарской культуре, об истоке всех рыцарских культур. Подтверждением служит и изображение на войлочном ковре из пазырыкского кургана, к культуре которого принадлежала и реставрированная жрица.
Любопытно, что некоторые специалисты считают эти уборы-саукеле скорее сверхсложными прическами с золотыми элементами, так что при снятии с головы эти элементы могли составить и самостоятельный ритуальный предмет. Но важнее всего тут предположение, что у нее в руках оказался именно символ в виде древа. Вероятно, от него потом и произошел христианский крест в виде древа, обычный для древнерусских храмов. На голове у дамы также простой, неритуальный головной убор, возможно повседневный. Эти элементы духовной культуры потом попадут в Западную Европу и будут считаться там реликтами рыцарского периода. А золото всегда было предназначено для дорогих женщин, и больше всего его доставалось духовным лидерам, жрицам Урджар, ответственным за связь с небом и землей через мировое древо. Да и нашли принцессу необычно.
Так, на глубине 1,7 метра от поверхности сначала обнаружили плиты перекрытия, которые до того времени никто не потревожил. Под ними находились останки молодой женщины знатного происхождения. В захоронении также нашли деревянную и глиняную посуду и кости овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани одежды синего и зеленого цветов. У головы погребенной нашли золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени. Но наибольшую ценность, по мнению археологов, представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом, который обнаружили в захоронении и о котором шла речь выше. Для того, чтобы его воссоздать и сохранить, единственно возможным путем может стать - так же, как и для других памятников археологии сегодня, - консервация и реставрация находок, а также реконструкция древних предметов и даже целых комплексов.
Этим и занимается реставрационная лаборатория Крыма Алтынбекова, которая является ведущим научно-исследовательским центром в области археологии, реставрации и консервации культурных ценностей. Кстати, благодаря высокому профессионализму и большому научно-практическому опыту этого коллектива удалось не только сохранить истлевшие находки, но и воссоздать костюм жрицы и ее необычный головной убор.
Добавим, что на выставке представили и другие находки, прошедшие консервацию и реставрацию и свидетельствующие о богатой истории Казахстана разных эпох - от сакской до средневековой. Среди них - шелк с золотой вышивкой XIV века, сабля IX-XII веков, колчаны VIII века, седло VIII века, серебряная сбруя коня и многое другое.
Как отметили организаторы вернисажа, все перечисленные предметы из археологических раскопок являются важнейшим носителем информации о материальной и духовной культуре древнего населения Казахстана. А археологические источники позволяют реконструировать процесс формирования современной казахской культуры, уходящей корнями в глубину веков.

Фото пресс-службы музея

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение