ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Накануне любви Культура

Ольга Шишанова
В преддверии Дня всех влюбленных хотелось бы вспомнить о двух мастерах холста и красок, которые, создавая свои картины, посвящали их вечному чувству. Два разных художника - и по возрасту, и по живописной манере исполнения - столичный мэтр Виктор Кель и алматинский мастер кисти Марат Тургымбай всегда делились своими впечатлениями о жизни при помощи картин

Произведения Виктора Келя в представлении не нуждаются. Их давно знают и любят, он замечательный акварелист, мастер, великий труженик. И акварели, которые вообще так редко можно увидеть сегодня на выставках, по праву считаются его визитной карточкой.
Еще учась в школе, Виктор Кель серьезно готовился к поступлению на архитектурный факультет тогдашнего ЦСХИ, но, как это часто бывает, в последнюю минуту поменяв решение, поехал в Россию и сдал документы в Смоленский педагогический институт на художественно-графическое отделение.
По словам самого художника, работать ему нравилось в самых разных техниках. Вот и в институте он пробовал свои силы в скульптуре, живописи, а затем и в акварели, которая постепенно стала его настоящим призванием.
Вернувшись в родной город, Кель стал постоянным участником городских и тематических выставок, его картины выставляли в Лондоне, приобретали коллекционеры из Германии, Турции, Украины, они находятся в Крымской галерее.
Ему всегда была свойственна разноплановость творческих устремлений: он тяготел как к акварелям, так и живописным произведениям, в которых прослеживалась излюбленная мастером размытая акварельная манера письма и одновременно стремление к импрессионистам XIX века. Кстати, течение импрессионизма в какой-то мере роднило его масляные холсты с пейзажными работами Марата Тургымбая.

 

 

А вот акварель, по мнению мастера, - это очень яркая, красивая и быстрая техника, требующая большого опыта, практических навыков и чувства материала. Мягкие, текучие краски этой техники позволяли художнику воплотить свои замыслы на листах - рассказать о том, где он побывал, что произвело на него наибольшее впечатление, а самое главное - поделиться своими впечатлениями со зрителем. И сделать это в ненавязчивой изысканной манере, благо зыбкость акварели позволяет это.
Дороги России, солнечные уголки в Бахчисарае, величественная природа Борового - все оживало под талантливой кистью художника. Но главное - женский образ, немногочисленные яркие портреты прекрасной половины человечества... Плюс пейзажи и натюрморты - далеко не полный перечень сторон творчества этого художника.
Потому что свой почерк придумать нельзя, он вырабатывается годами, и нельзя работать “под кого-то”. Можно обмануть простого зрителя, но не специалиста. Хотя последних как раз сегодня и не хватает, как и их оценки - безапелляционной и честной.
Келя называют мастером, чему он всегда очень удивлялся, считая, что совершенствоваться надо всю жизнь. Не случайно захотел попробовать пастель - великолепный материал, импрессионистический, дышащий, которым сегодня мало пишут, так же, как и акварелью. И пусть это сложные техники, но возможности их огромны. Они быстры, мимолетны. Восхитился закатом - и сразу свое состояние можно показать в акварели. Ты живешь в этом состоянии вместе с природой, красками и холстом. Догорает закат - готов и твой пастельный лист. Ведь что только не писал Виктор Кель в этих техниках - и рассвет в Боровом, в Крыму, в Кургальджино, степь весной, зимний парк, солнечную тропинку, акварели-отражения с водоемами, не забывая и о выполненных маслом портретах, которые сформировали его жизненное кредо - дорожить временем.
Категория времени становится важной составляющей поэтики и таких национальных мастеров, к которым, несомненно, относится Марат Тургымбай.

 

 

О времени и о себе в нем повествует художник своими картинами, в которых его персональная творческая манера тесно переплетена с первыми опытами казахстанской живописи, начиная с ее основоположника Кастеева, в творчестве которого изначально проявлялась потребность соотнести природу с красотой Вселенной, с вечной любовью. Наверное, поэтому в своем творчестве Марат предпочитал не ограничиваться каким-либо одним жанром. Его кисти подвластны и портрет, и натюрморт, и пейзаж. И в каждой работе ощущается искренность художника, придающая внутреннюю значительность и содержательность его произведениям. Глубоко личные раздумья, которые неизменно присутствуют во всех его работах, проникнуты светлым мироощущением и восприятием мира. Таковы холсты “Сон красавицы степи”, “Жизнь-река”, “Мой день”, “Молодость”, “Капчагай”, “Долина реки Или”, “Чарын”, “Осенний сад” или триптих “Хан Тенгри”. Даже драматические коллизии жизни, отраженные в его полотнах - “Чапан деда”, “Священное дерево”, “Беркут”, “Мудрость”, выражаются в негромких нотках печали и сожаления о несовершенстве мира, но не его трагической безысходности. Художественные образы, создаваемые мастером на полотнах, удивительны. Удивительны тем, что сочетают в себе, казалось бы, разные вещи: вымысел и реальность, тайну и откровенность, восхищение и грусть. Сам художник так говорит об этом: “Наша жизнь так глубока, во всем присутствует тайна, все - чудо. Любой незатейливый мотив может послужить поводом для размышления”.
Нужно отметить, что эмоциональное отношение к живописному чувствованию природы оказало существенное влияние и на дальнейшее развитие казахстанского пейзажа в творчестве мастера. А обращение к опыту импрессионизма с помощью мастихина стало великолепной школой для повышения уровня художественного мастерства Марата, обогащения его работ формально-пластическими решениями разнообразия фактуры, гибкости и подвижности мазка, светоносности цвета, богатого колористического звучания.
Примером может служить одно из самых живописных произведений художника “Маки”, в котором вибрация полотна достигается, как и на полотнах импрессионистов, за счет подрагивающих переливающихся мазков. К слову, эта удивительная находка, подсказанная ему творчеством Делакруа, который, будучи одержим идеей передачи движения, в бесстрастном неистовстве романтизма не удовлетворялся быстрыми движениям и насыщенными красками, а накладывал вибрирующие мазки, говорит о стремлении запечатлеть реальный мир наиболее естественно и непредвзято в его подвижности и изменчивости, передав свои мимолетные впечатления.
Ну а уже дальше - индивидуальное творчество, отражающее состояние души и ума художника: веселое и грустное, тоскливое и радостное. А потом - как линия поведет-закрутится. И всегда получалось замысловато, головоломно, но обязательно одухотворенно и легко.

Фото автора

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение