|
Ольга Шишанова Антон Левахин занимается созданием больших международных культурных проектов с участием звезд оперы и балета, сотрудничая с ведущими мировыми симфоническими оркестрами. Не случайным было и его появление в Астане с потрясающим проектом Gala de Paris - истинно французским произведением балетного искусства
- Антон, что изменилось в балетной французской школе со времен Людовика XIII? - Будучи автором этого проекта, я могу сказать о развитии культуры движения в хореографии, будь она современная или классическая. А почему выбор сделали в пользу французской труппы, тут все просто - современная хореография движется в сторону от классики. Примечательно, что и сами движения упрощаются, становится другой пластика, а то, что восходило ранее к традициям Петипа, - остаются лишь избранные балеты. Например, спектакль “Раймонда”, которым мы отдаем дань уважения великому маэстро классической постановки. В то же время не стоит забывать, что этот же балет - французская интерпретация знаменитого Рудольфа Нуриева, который из всех хореографов XX века оказал сильнейшее влияние на всю палитру движений в балетных постановках, буквально все в них поменяв. Это мы и стремимся показать в одноактной постановке, поскольку в парижском балете все больше и чаще современные постановки показывают другой язык хореографических телодвижений.
- Что касается самой идеи - почему Гала де Пари, почему вдруг выбор этой программы? - Как ни странно, я бы хотел начать издалека. У меня очень хорошее образование в сфере финансов, хорошая юридическая школа. Но моя семья имеет большое отношение к искусству, причем одна из бабушек еще в 70-е годы возила коробками книги из Италии - по архитектуре, по скульптуре, которые стали моими настольными, когда я вырос. Увлекался я и классической музыкой, пластинок с которой у нас было полно. Со временем увлекся креативом, маркетингом красоты, ведь те же живопись, музыка, пластическое искусство могут открывать сердца людей без перевода. В качестве примера хочу сказать, что, например, мы все слышали о китайской философии, но только музыка может донести настоящий смысл того или иного философского течения. Можно не понимать слов - о чем поет хор из другой страны, но все становится предельно ясным, когда в силу вступают первые музыкальные аккорды. И это очень интересно, потому что ведущие певцы доносят смысл не слов, а то, что звучит между строк. Вот и в Красноярске, где на фестивале под названием “Колокола” принимал участие известный баритон Сергей Лейферкус, приглашенные иностранные гости запросто смогли понять смысл того, что он исполнял. Точно так же и в балетном искусстве, хотя и там, надо сказать, движения инспирированы музыкой, являющейся главной движущей силой. - Но, кстати, сегодня балет, бывает, танцуют под кассетное музыкальное исполнение... - Да, это принято. Потому что в том же турне это проще. Но, на мой взгляд, это настолько обедняет и уничтожает смысл самого балета, что два эти сакральных вида деятельности человека перестают быть таковыми. Ведь танцам, как и пению, не нужны переводчики... - Вы сами тяготеете больше к классике или к современному балету? - Мне нравится качество. Если что-то сделано со смыслом, то я обязательно оценю это. Если же без смысла, лишь для того, чтобы заполнить пространство, - мне это совершенно неинтересно. От слова “совсем”. А критерии - например, такой: после спектакля нужно уйти изменившимся. Грубо говоря, должно что-то поменяться в ДНК. И на это способна только великая сила искусства, которая может проникнуть под кожу, запасть, что называется, в душу. Но самое главное - тот, кто создает это нечто волшебное, обязательно должен вложить в него самого себя. Ведь что делает шедевр шедевром? Это соотношение двух характеристик - мера эстетики и мера этики. Тот самый сакральный смысл, который присутствует во всем: если его нет, то и говорить не о чем, а если есть - это та самая истина, духовность, что заложена в произведении. И которая, повторю, делает шедевр шедевром. Однако на понимание этого часто уходят годы. - Вы сами воплощаете себя, свои мысли и эмоции в творчестве? Если да, то в каком виде? - Только это я и делаю, потому что это моя потребность души. Я пишу картины, сочиняю стихи. И это помимо того творческого процесса, которым я занимаюсь на работе. У меня даже был опыт совместной работы с английским композитором Джулианом Галлантом. Мы с ним написали симфонию, которую посвятили олимпийскому чемпиону Ивану Ярыгину. Я представил Джулиану свою концепцию, он ее развил, в итоге получилась полномасштабная симфоническая поэма. Что касается живописи, то я пишу картины, но в основном для себя. Зато я их потом использую в своих будущих проектах, которыми занимаюсь. Конечно, если считаю это уместным. Главное - соблюсти баланс. Интересны мне и переводы стихотворений с немецкого языка - может, когда-нибудь я соединю их с музыкой, надеюсь, должно получиться нечто стоящее, значимое. И вообще я стараюсь пользоваться принципом: если что-то тобой создаваемое вдруг непонятно, тебе необходимо попытаться это объяснить. Ввести в курс дела, как, например, мы сделали с нашим проектом в Астане, созданным специально в честь юбилея столицы Казахстана.
Астана |