|
Ольга Шишанова В Астане состоялась презентация иллюстрированного каталога “Художники современного Казахстана”, в который вошли 60 авторов и 180 работ, отобранных в рамках проекта “Современная казахстанская культура в глобальном мире”, являющегося практической реализацией программы “Рухани жаңғыру”. Проект реализовал Казахский научно-исследовательский институт культуры по заказу Министерства культуры и спорта РК
Этот проект, по словам организаторов, стал серьезным государственным имиджевым шагом, продвигающим лучшие достижения казахстанского художественного сообщества. При этом первоначально 254 автора представили более 500 работ. Из них предполагали выбрать 50 лучших, но в итоге отобрали 60 художников, которые в каталоге представили по три произведения. О том, как производили отбор, о чем спорили при включении каждой кандидатуры и произведения, с чем эксперты единодушно соглашались, или, наоборот, каждый имел собственное мнение, рассказали члены экспертной комиссии и генеральный директор КазНИИ культуры Андрей Хазбулатов, под чьей эгидой реализовали проект. По его словам, в экспертную комиссию помимо отечественных специалистов входили известные зарубежные представители культуры. Это экс-президент аукционного дома Sotheby’s Соня Беккерман, директор департамента Азиатской культуры Смитсоновского института, объединяющего свыше ста музеев США, Пол Тейлор, всемирно известный художественный критик Тибота Руйтер, куратор различных выставок из Национальных объединений музеев Франции Ариан де Гернон.
“С ними, а также еще с несколькими не менее известными экспертами мы произвели очень тщательный отбор современных художников Казахстана, где основными критериями стало то, что мастера должны были создавать свои работы в период независимости страны, а также важность их узнаваемости за рубежом. Поскольку предполагали, что этот каталог будет иметь большое распространение за рубежом - в ведущих музеях и библиотеках мира, чтобы казахстанское современное искусство ассоциировалось с теми именами, которые мы отобрали в презентованный альбом”, - пояснил он.
И, действительно, как рассказала “НП” кандидат искусствоведения Ольга Батурина, настоящую антологию современного казахстанского искусства собрали, во-первых, с душой, а во-вторых, у этой книги - высокопрофессиональный уровень, причем не только дизайнерский, но и экспертный. “Потому что к работе над проектом привлекли большую группу экспертов, авторитетных ученых умов как казахстанских, так и из-за рубежа. Предполагаем также, что этот каталог можно будет найти во многих библиотеках республики, в книжных магазинах. Особенность издания еще и в том, что хотя в книге более 200 страниц, ее вес совершенно невелик, а значит, она вполне может стать настольной книгой и профессионалов, и просто ценителей прекрасного. Возможно даже, что у кого-то именно с этого художественного каталога начнется первое знакомство с Казахстаном, с талантами, живущими на этой земле, с креативными художественными идеями, воплощенными в произведениях живописи, скульптуры, графики, контемпорари-арт, интересными, прежде всего, срезом времени, тем, что происходило в искусстве республики в течение четверти века. Более того, что создали важного, интересного, программного”, - подчеркнула она.
И наконец, весьма развернутой оценкой презентации столь значимого проекта поделилась кандидат искусствоведения Мадина Султанова: “Проект получился не только большой, но интересный и значимый. Даже стратегический, который берет свое начало в октябре прошлого года, когда в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация программы “Рухани жангыру”. С тех пор прошло чуть больше года, и сегодня у нас получился не просто некий итог, а очень живой продукт, первая антология такого плана, где можно отследить всю историю творческой жизни Казахстана за более чем четверть века независимости. То, что в одной книге собраны почти все виды визуального искусства, существующие на этот момент в художественной жизни республики, то, что там представлен гендерный аспект - в обязательном порядке присутствуют художницы-женщины... А еще - мастера из регионов, молодые, зрелые, состоявшиеся, и те, кто находится только в начале своего творческого пути, говорят о том, что все это вылилось в настоящий, живой процесс. Большой резонанс при этом получило онлайн-голосование. Скажу больше, что такого интереса в мировом глобальном художественном сообществе по определению поистине народных любимцев среди художников еще не наблюдали. Да и специалистам тоже было немаловажно узнать, понять и учесть - чем живут казахстанцы, каких художников предпочитают, что любят в искусстве. Тем более что искусство, как и спорт, - это территория мира, где нет никаких ограничений, условностей или жесткой дифференциации. И то, что сегодня в республике представлена столь важная и значительная его антология - не просто иллюстрации, а глобальное исследование того, что происходит здесь и сейчас”. Но главное, по мнению Султановой, о чем стоило помнить и на что необходимо обратить особое внимание - это то, что в 2013 году в Казахстане провозгласили десятилетие сближения культур под эгидой ЮНЕСКО. Так что сегодня благодаря этому направлению в художественной жизни республики уже есть весьма серьезные достижения в искусстве, а сам проект находится лишь в середине пути. И потому впереди новые открытия.
Астана |