|
Ольга Шишанова В столичном театре оперы и балета грядет премьера. Роскошную сказку о любви “Шехеразада” с колоритом персидских танцев и романтичную “Шопениану” с волнующими вальсами и мазурками впервые представят на главной сцене “Астана Опера”
В театре “Астана Опера” много балетов посвящено традиционной классике, в том числе великому мэтру хореографии Мариусу Петипа, а также западным балетмейстерам Макмиллану, Пети и одному из самых выдающихся постановщиков Михаилу Фокину, спектакли которого должны присутствовать в репертуаре столичного театра наряду с другими мировыми сценами. Имея колоссальный опыт, основанный на традиции классической школы, Фокин развивал балет в разных стилях. И ждущие премьеры в Астане “Шопениана” и “Шехеразада” - яркий тому пример, хотя стилистически они абсолютно разные. “Шопениана” - это балет с оглядкой на прошлый век. “Шехеразада” - неоклассика на гениальную музыку с восточным уклоном. Для реконструкции этого спектакля в театр пригласили народного артиста России Андриса Лиепу, по инициативе которого стали восстанавливать легендарные балеты Михаила Фокина.
В спектакле “Шопениана” задействовали 24 артиста. И все они стараются соответствовать тому времени, когда в 1908 году Михаил Фокин сочинил зарисовку, как сам говорил, “в стиле того давно забытого времени, когда в балетном искусстве господствовала поэзия, а танцовщица поднималась на пуанты не для того, чтобы продемонстрировать стальной носок, а для того, чтобы, едва касаясь земли, создать своим танцем впечатление легкости, чего-то неземного, фантастического”. Наверное, потому вся сюита, сотканная хореографом из мимолетных видений, созвучных музыке Шопена, пленяет зрителя задумчивой красотой. Сегодня же постановочной группе предстоит воплотить идею Михаила Фокина, поэтизировав костюмы, декорации. Например, заслуженный деятель Казахстана Айгерим Бекетаева вспоминает, что балет “Шопениана” знала ранее, потому что исполняла мазурку из “Седьмого вальса” на выпускном экзамене в хореографическом училище. Но... “сегодня я практически заново знакомлюсь с этим балетом, он очень светлый, и я бы даже сказала, волшебный. Все в нем неземное, воздушное, завораживающее взгляды публики. Плюс ко всему музыка Шопена создает особую атмосферу на сцене. Что касается костюмов, то длинная юбка-”шопенка” и крылышки на спине делают этот образ загадочным и передают состояние невесомости. Казалось бы, балет бессюжетный, но в нем есть что-то необыкновенное, и мне интересен его стиль, потому что второй балет “Шехерезада” - полная противоположность”. Ее коллега Мадина Басбаева рассказывает, что ранее исполняла мазурку в театре имени Куляш Байсеитовой, где работала над ней с балетмейстером Сергеем Вихаревым: - Моя героиня подобна Вилисе, ее почти не видно, она легка как воздух. Когда мазурку танцует юноша-поэт, то я для него - муза. Партия очень технична, выстроена на прыжках. Основная задача - сохранить стиль балета начала ХХ века. Соответственно, нужна хорошая “подача корпуса”. Этот образ отличается от Джульетты или Китри, в нем не нужно показывать накал страстей, напротив, мы должны передать спокойное, сдержанное внутреннее состояние. Но в этом же заключена и определенная сложность. Сценографы-постановщики также постарались на славу - придерживаясь классического варианта балета, они сумели привнести в него свой колорит. По словам руководителя художественно-производственного комплекса Виктора Караре, над эскизами провели трудоемкую, кропотливую работу: “Мы чтим историю, но без современных веяний никак не смогли обойтись: немного освежили художественную часть, провели серьезную работу со светом - его станет больше, потому что размеры нашей сцены отходят от реальности 1908 года. В этом спектакле преобладают мягкие декорации. Для их изготовления мы обратились к нашим итальянским партнерам. Профессиональные художники расписали вручную задний фоновый занавес, работы велись достаточно долго, потому что один живописный задник создается в течение месяца, это связано со слоями краски, которые поочередно должны высыхать”. Что касается костюмированной части, то сам балет построен на основе романтического образа, поэтому девы-Сильфиды, повторим, будут в воздушных костюмах. Единственный юноша предстанет в классическом образе, его костюм выполнен в черно-белых тонах.
А вот балет “Шехеразада” полностью отличен от “Шопенианы”. Впрочем, у зрителя не возникнет ощущения жанровой разобщенности. В рамках одного вечера эти два одноактных балета часто идут на многих сценах мировых театров и неизменно имеют большой успех. Напомним, что одноактная хореографическая драма на музыку Римского-Корсакова “Шехеразада” была также поставлена хореографом Михаилом Фокиным в 1910 году. Сценографию создал Бакст, который является одним из ярчайших театральных художников, так что восточная тема в “Шехеразаде” читается буквально во всем. Яркие декорации, сделанные в театре “Астана Опера”, также удивляют тонкой ручной работой с оригинальным стилем росписи. Но еще более эффектным станет красный балетный пол, да и вообще в спектакле будет присутствовать потрясающее сочетание красок - зеленого, красного, желтого, фиолетового, лилового, которые визуально создают очень насыщенную картину.
Астана |