|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК состоялось торжественное открытие вернисажа корейских традиционных масок, соорганизатором которого выступило посольство Кореи в РК
На выставке представили маски, используемые в корейских традиционных танцевально-театральных представлениях “Хахве Бельсингут Тальнори”, “Бонсан Тальчум”, “Суен Яру” и во многих других спектаклях. И хотя маски существуют практически во всем мире, так как культура масок встречается повсеместно, в каждой стране они имеют свои отличительные особенности. Что касается Кореи, то в отличие от масок других народов, изображавших богов или животных с устрашающим выражением лица или оскалом, корейские маски всегда отражали характер, настроение, чувства людей и на представлениях в юмористической форме показывали жизнь простого народа. На нынешней выставке представлено более 60 корейских традиционных масок, которые дают уникальную возможность увидеть образы Кореи периода самой, пожалуй, известной династии - Чосон, во времена которой культура в Корее процветала.
В то время, кстати, были популярны и широко известны именно упомянутые маски хахве, получившие свое название по месту, где их производили. Поэтому далеко не случаен тот факт, что изображения масок хахве часто представлены не только в учебниках по искусству и культуре Кореи, но также на многих образцах сувенирной продукции, в буклетах по туризму и даже образованию. Однако лишь немногие иностранцы, как, впрочем, и далеко не все корейцы, имеют ясное представление о том, что символизируют маски хахве, как они возникли и для чего изначально предназначались. И потому сегодня складывается достаточно парадоксальная ситуация, когда объект, за которым в общественном сознании фактически стоит образ корейской культуры и даже Кореи в целом, зачастую известен лишь со своей чисто внешней стороны. В то время как практически все маски деревни Хахве (район города Андон, провинция Северная Кенсан), за исключением утраченной маски Льва, носят антропоморфный характер. Они представляют собой изображения лиц людей различных социальных и возрастных слоев - как мужчин, так и женщин. До наших дней сохранилось девять из двенадцати первоначально существовавших масок, представляющих собирательный образ представителей различных социальных слоев старой Кореи: Знатного человека, Монаха, Ученого, Молодой девушки, Вдовы, Невесты, Мясника, Дурака и Человека, вмешивающегося в чужие дела.
Например, маска Знатного человека представляет собой изображение мужского лица со спокойными линиями бровей, глаз и носа, открытым ртом, благородным выражением лица. Выступающие части лица (щеки, нос) носят следы ярко выраженной гиперболизации размеров. Небольшие глазницы дугообразной формы подняты вверх, словно прищурены. Маска может менять свое выражение в зависимости от освещенности и угла наклона головы актера, надевшего ее. Маска Ученого с виду напоминает маску Знатного человека, но выражение ее более строго, сурово, высокомерно и горделиво. Форма лица треугольная, и, пожалуй, самое заметное отличие в конкретных чертах - форма глаз. Если у Знатного человека они представляют собой две небольшие дуги, то у ученого они крупнее, словно шире открыты, миндалевидной формы, за счет чего в большей степени напоминают глаза настоящего человека. Кроме того, глаза маски выпуклые и “сильно выдаются вперед”, тем самым подчеркивая сосредоточенность этого персонажа на главном роде его деятельности - чтении. Не менее интересна и маска Юной невесты - третья из женских масок хахве. Отличается она от всех остальных тем, что ее длинные черные волосы заплетены, причем с левой стороны они чуть выдвинуты вперед, а с правой - чуть отодвинуты назад. Лицо выглядит спокойным и приятным. Кстати, маски Знатного человека, Ученого, Монаха и Мясника имеют подвижный подбородок, способный выполнять функции, подобные функциям человеческой челюсти. Подвижная часть позволяет создать впечатление реальных движений рта маски. Так, например, если актер, прижав лицо к обратной стороне маски, улыбается, то маска отображает улыбающееся лицо с широко открытым ртом. Если актер опустит голову вниз, то рот маски закрыт, и она приобретает злое выражение со сжатыми вместе верхней губой и подбородком. Это характерное качество свойственно исключительно хахве и не встречается ни в каких других корейских масках. Добавим, что маски хахве традиционно вырезали из древесины ольхи, покрывали лаком, практически не раскрашивали, лишь добавляя немного черного цвета для создания более четкой линии контуров. В нескольких масках (Молодая девушка, Невеста) можно также заметить использование белой и красной краски. К слову, все перечисленные маски, представленные на вернисаже, выполнены практически в натуральную величину человеческого лица, и все они, даже спустя несколько столетий после своего появления в XIII веке, в отличие от многих других типов корейских масок, маски деревни Хахве практически не изменились внешне. Их по-прежнему сегодня изготавливали из дерева, а не из более легких и дешевых материалов, таких как бумага или тыква. Маски вырезали очень кропотливо, чтобы сохранить общую традицию изготовления: выразительность линий, четкость формы, схожесть с чертами лица человека, и в то же время так, чтобы каждый персонаж сохранил образ, свойственный именно ему. Прийти и познакомиться с каждой из масок можно будет в Национальном музее до 23 декабря.
Астана |