|
Ольга Шишанова В Астане, в Национальном музее РК, проходит вернисаж удивительных произведений известного корейского гравера Ли Чольсу под девизом “Улыбающийся мир”, организованный совместно с Посольством Республики Корея в Казахстане и Корейским культурным центром. На выставке представлено 60 графических листов, выполненных в редкой по нынешним временам технике - ксилографии (резьбы по дереву), хронология которых ведет свое начало от 90-х годов прошлого века и заканчивается 2017 годом
Ли Чольсу - выдающийся гравер по дереву - на протяжении 30 лет проживания в северной провинции Чхунчхон в Корее трудился в сфере земледелия, параллельно занимаясь искусством. Главной особенностью его работ являются впечатляющие изображения, выполненные простыми линиями, а также прекрасные тексты, написанные к ним древним корейским письмом. Напомним, что это не первое знакомство казахстанцев с корейским национальным искусством. Только в прошлом году в стенах музея провели две выставки - “Образы Кореи” и “Корейцы Казахстана”, приуроченные к 80-летию проживания корейцев в РК, а также в честь 25-летия установления дипломатических отношений между Кореей и Казахстаном. И вот теперь снова знакомство с древним искусством Страны утренней свежести, как поэтически называют Корею. Напомним, что эту выставку, прежде чем показать в Казахстане, демонстрировали в Базеле, на Сахалине и в Сиэтле. Сейчас шесть десятков работ мастера являются частью европейского турне, включающего в себя Венгрию, Испанию и Германию, причем осенняя тема занимает важное, едва ли не основное место в выставленных работах Ли Чольсу.
А вообще, по мнению искусствоведов, мастер создает целые серии ксилографий, в которых стремится “переложить звук на бумагу”. Впрочем, и в других его работах, напрямую к теме не относящихся, обязательно можно “услышать”, насколько они пронизаны музыкой. Так, в нотную линейку складываются траектории рабочего дня крестьянства в листе “Наш путь” и “Полдень, омытый потом”, клубочком скрипичного ключа свернулось движение в “Проложив путь вчера, сегодня бегу”. А музыкант откроет для себя в этих работах четкость ритмов в вихре черных треугольников на картине “Пение птицы”, где музыка шелеста листвы отобразила диалог художника с деревьями. И еще - каждый зритель, по воле автора, может представить себя на месте придуманного им героя, и тогда картина становится настоящим актом сопереживания.
С другой стороны, тематика листов художника определена буквально по принципу “что вижу, то пою”. Потому что нетипичный “художник-крестьянин” Ли Чольсу не особо верит во вдохновение. И впрямь, по его словам, “если бы крестьяне, выходя в поле, полагались бы на эту эфемерную иллюзию, их семьи сидели бы голодными”. И потому художник выращивает на своих работах рис, овощи и одновременно создает гравюры о мире и труде, что никогда не утеряет ценности для любого человека. Он напоминает о главном - о рождении ребенка как важной звезды в галактике, вечной реке и грядущем цветении абрикоса. Между тем сегодня ксилография, да и в целом любые виды гравюр, не в пример прошлым годам, действительно редкая гостья в выставочных залах. Это трудоемкое, как и в старину, ответвление графики лишилось внимания многих художников, а потому оценить ее неисчерпаемый потенциал можно, лишь обращаясь сегодня к иному опыту. И тут мастерство Ли Чольсу потрясает и жизненными коллизиями, и достигнутыми вершинами профессионального мастерства, основой которого стала его причастность к событиям общественной жизни. Повторим, шесть десятков ксилографий представляют многолетнюю жизнь мастера в искусстве. И жизнь эта течет весьма извилистыми путями. Его биография и вовсе являет собой путь преодоления, потому что, несмотря на тягу к рисованию, профессионального образования художник не получил. Сначала учился тонкостям ксилографии у мастера, резчика по дереву О Юна, а затем начал самостоятельное движение в этом трудном виде искусства. В его лице сталкиваешься с талантливым художником-самоучкой, достигшим триумфа, что, впрочем, не выпадает из традиций Востока: настоящее мастерство приходит от учителя и от самого себя. Так что последние тридцать лет Ли Чольсу жил в деревне Бэгун-мен, сочетая занятия искусством с работой в поле. Хотя так было не всегда. Например, в пору пылкой молодости, в 1980-х, он не остался в стороне от накала студенческих волнений в Корее, пафос которых был направлен против тогдашнего диктаторского режима за воссоединение страны. У этой революции существовали свои “окна РОСТА” на стенах домов, а на улицах - гравюры участников движения “За народное искусство”. И Чольсу, который выражал недовольство, требования и надежды корейской молодежи плакатно броским, экспрессивным языком. К концу же 80-х и вовсе произошел духовный перелом. Кто-то назовет этот момент кризисом, кто-то - катарсисом, возвращением к себе, но художник покинул Сеул и уехал в деревню. Сегодня в творчестве южнокорейского ксилографа красной нитью проходит мысль, что и человек, и страна, пережив страшные катаклизмы, способны дозреть до мудрого умиротворения и тем спастись. Так же, как для художника ностальгия, воспоминания, боль и печаль прошедшего становятся новыми способами понимания красоты.
Астана |