|
Ольга Шишанова Территория Центрального Казахстана, район интенсивных культурных контактов, является одним из мест становления и развития древних племен, высокоразвитая культура которых оказала сильное влияние на эволюцию племен северных, западных и восточных регионов древности. Потому-то археологические раскопки, проводимые под эгидой КазНИИ культуры МКС РК, вносят значительный вклад в историю прошлого. Плюс на карте Казахстана, благодаря им, открываются и изучаются древние памятники, артефакты, имеющие большое значение для создания единой культурно-исторической летописи республики
В ведении КазНИИ культуры находится ряд археологических проектов, над которыми совместно с отечественными мэтрами древней науки работала и группа научных сотрудников института. Это проекты Ботай, Токсанбай, петроглифы Шимайлы, Кулан, вошедший в золотую коллекцию объектов ЮНЕСКО, Кызылбулак и Культобе, а также памятники Сарыарки. То есть те артефакты, которые подтвердили определенные гипотезы по проектам, над которыми работали в течение нескольких лет. Речь о том, что на протяжении длительного периода в древности Центральный Казахстан заселяли племена яркой самобытной культуры. Они оставили после себя многочисленные памятники, которые расположены вдоль речных долин, на межгорных впадинах, в ущельях, там, где есть луговые травы, удобные поливные земли и, конечно же, богатые залежи полезных ископаемых. Особенно интересны памятники кыпчакского времени. Но при этом говорить о том, что сегодня в распоряжении есть исчерпывающие сведения о регионе, было бы неверно, поскольку множество археологических памятников еще необходимо исследовать. Их изучение может дать ценную информацию о древней ситуации не только рассматриваемого региона, но и всей территории Евразийских степей, а также пролить свет на взаимоотношения земледельческих культур Центральной Азии и даже земледельческо-скотоводческого населения лесостепной и степной зон Зауралья.
Ведь бескрайние степи Сарыарки хранят многие тайны - чем дальше эпоха, тем загадочнее знаки далеких предков, оставленные в виде святилищ, каменных стел, изваяний, погребений. И выявление всех артефактов на огромных степных пространствах Казахстана - дело будущего, как и их полное петрографическое исследование. Однако уже сегодня установлено, что большинство каменных изваяний Сарыарки - это наследие западных тюрков и кыпчаков. Доказательством может служить изучение в течение трех десятков лет в Шетском районе Карагандинской области известного казахстанского археолога Жолдасбека Курманкулова уникальных памятников историко-культурного наследия - каменных изваяний Сарыарки с эпохи бронзы до позднего Средневековья. Ученый собрал значительный материал, задокументировал свыше 200 изваяний, участвовал в раскопках культовых сооружений разных видов, связанных с изваяниями. Особенно много вел раскопочных работ на святилище Унирек, где делали эскизы и описания изваяний, вели топографическую съемку и картографирование местоположения артефактов. По словам Курманкулова, святилище Унирек уникально тем, что это образец ритуальной архитектуры как раз таки кыпчакского времени. Ведь устройство кыпчакских святилищ разнообразно и очень отличается от древнетюркских тем, что их особенностью является наличие от одного до пяти изваяний. Сейчас святилище имеет вид двух земляных возвышений, ориентированных по линии север - юг, тогда как в древности его окружал небольшой ров. Все четыре каменные изваяния изображают людей со сведенными на животе руками и явно выраженными признаками мужского и женского полов. Объясняя феномен, научный сотрудник КазНИИ Айсулу Шаяхметова говорила, что у ученых было несколько предположений о назначении каменных изваяний в ритуальных обрядах, совершаемых когда-то в этом святилище.
По предположениям археологов, эти изваяния донесли до сегодняшнего дня образы древних людей, запечатлели их антропологический облик, этнокультурные и социальные признаки, предметы обихода и культовые атрибуты, ритуальные жесты и позы. И местоположение их, как правило, связано с особыми постройками, образующими единый культовый комплекс, свидетельствующий об общественной важности обрядов, ради которых их и возводили. При этом каменные изваяния содержат богатейшую и разнообразную информацию, необходимую для реконструкции этнической и политической истории, духовной культуры, мировоззрения, менталитета, обрядности - их оставили западные тюрки, и они действительно отличаются от артефактов, выявленных на территориях Монголии, Тувы и Алтая. А вот на территории Казахстана подобные памятники почти не встречаются, хотя в Северном Приазовье, западнее, обнаружили несколько десятков аналогичных изваяний. Их создателями были откочевавшие в XI веке группы кыпчаков, впоследствии известных как половцы или команы. Так что каменные изваяния Сарыарки многое могут поведать о древней истории Казахстана. И потому наряду с их изучением сегодня актуальна задача охраны таких памятников. Важно предотвратить варварское разрушение изваяний, грабительские раскопки оградок, святилищ. Недопустимо увозить изваяния с мест их первоначальной установки, пока не произведут археологические раскопки. И даже потом лучше восстановить памятники и оставить изваяния в степи - в том месте, где их установили создатели.
Астана |