|
Ольга Шишанова В столичном театре “Астана Опера” на очереди давно ожидаемая премьера непременного хита в репертуаре ведущих театров мира - оперы Джоаккино Россини “Севильский цирюльник”
Как мы уже писали, в наступившем шестом театральном сезоне в театре “Астана Опера” публику ждут яркие спектакли и концертные программы, но особенно ожидаемым является музыкальное произведение, либретто - Чезаре Стербини по одноименной комедии Пьера Бомарше. Напомним, что комический сюжет, яркие образы, узнаваемые “с двух нот” мелодии сделали эту оперу одной из самых желанных как для зрителя, так и для исполнителей. “Севильский цирюльник” написан композитором в поразительно короткий срок - всего за тринадцать дней. Невероятная быстрота, с которой Джоаккино Россини сочинил этот волшебный фарс, естественно, повлияла на легкость и непринужденность музыки и сюжета. События в опере развиваются настолько стремительно, что аудитория едва может успеть перевести дыхание: интерес слушателей, как правило, не ослабевает ни на секунду. А посмотреть и послушать есть что. Фигаро, ловкий и находчивый цирюльник из Севильи, способствует графу Альмавиве добиться руки прекрасной Розины. Следуя советам Фигаро, граф всячески пытается проникнуть в дом доктора Бартоло то в образе ученика дона Базилио, то в роли старомодного учителя музыки, а то и разыгрывая из себя пьяного солдата. Альмавива стремится любыми путями обмануть дона Бартоло, ревнивого опекуна Розины, чтобы вызволить красавицу и жениться на ней. В конце концов, Фигаро и графу все-таки удалось перехитрить Бартоло, который сам охотится за немалым наследством Розины.
|
15 ноября 1913 года в Большом театре состоялась премьера оперы в постановке Федора Шаляпина, который также исполнил партию Базилио (в других ролях Андрей Маркович Лабинский - граф Альмавива, Антонина Васильевна Нежданова - Розина). Дирижером выступил Эмиль Купер
|
Надо сказать, что к сюжету “Севильского цирюльника” обращались многие композиторы. Особенно пользовалась популярностью одноименная опера Джованни Паизиелло, написанная через семь лет после произведения Бомарше, в 1782 году. Потому-то, прежде чем написать свой музыкальный вариант комедии Бомарше, Джоаккино Россини спросил разрешения у Паизиелло и получил его согласие. И, несмотря на то, что Дж. Россини первоначально назвал свою оперу “Альмавива, или Тщетная предосторожность” в знак уважения к Джованни, на премьере оперы сторонники Паизиелло высказали свое недовольство, обвинив Россини в краже сюжета. Так что первое исполнение оперы Дж. Россини 20 февраля 1816-го в театре Аржентино в Риме обернулось настоящей катастрофой. Представление оказалось сорванным: исполнителей освистали, а композитор после первого действия вынужденно покинул театр. Существует также предположение, что опера провалилась из-за недостатков музыки. Россини, вернувшись домой, работал над партитурой не покладая рук, чтобы улучшить ее к следующему представлению. Второе исполнение оперы стало настоящим триумфом, а после спектакля многие зрители с факелами в руках направились к дому Россини, чтобы заверить мастера в несомненном успехе оперы. Последовавшие далее исполнения оперы, состоявшиеся на той же неделе, также прошли гораздо успешнее, но первоначальный провал оказался причиной медленного старта популярности - долгой и широкой - этого произведения. Тем не менее блистающая красотой великолепных мелодий, органично связанных с остроумными текстами, опера полна юмора, неистощимого оптимизма, забавных путаниц и курьезных ситуаций. Мастер буффонады Дж. Россини создал ряд неотразимых музыкальных портретов, подбирая для каждого персонажа свою “изюминку”, свои особенные, неповторимые штрихи. А Джованни Паизиелло умер спустя три с половиной месяца, так и не узнав, что творение Россини совершенно затмило его собственное. Так что, когда оперу Паизиелло время от времени ставит сегодня какой-нибудь оперный театр, можно поразиться некоторым внешним совпадениям этих произведений. Однако столь же очевидно, что сила и мощь, живость, музыкальный юмор, явившиеся причиной многих тысяч исполнений оперы Россини, лишь в очень незначительной степени присущи партитуре Паизиелло. Может, поэтому Россини пользовался не только любовью миллионов, но и подлинным уважением и восхищением таких абсолютно разных композиторов, как Бетховен, Вагнер и Брамс.
Большое удовлетворение критиков, в том числе не одобряющих в целом близкого XVIII веку языка Россини, вызывает также то, что в вокальных партиях композитор преодолел склонность к виртуозности или поставил ее на службу психологического анализа. Трели Розины передают решимость утвердить свою волю, причем без особых сентиментальных поблажек, вызывающих шутки Фигаро и нетерпение Бартоло. Альмавива - не столько страстный, сколько галантный волокита, и в его беседах с Розиной никогда не чувствуется глубокой любви, хотя он и искренен. Дон Бартоло, вспыльчивый и капризный, стоит между ними, его вокальная линия сердита и полна досады, это по-детски обидчивый старик. Дополняет квартет вокальная партия дона Базилио, мнимо властная, в которой необходимо отметить и поразительной силы декламацию.
Астана |