|
Ольга Шишанова В столичном Национальном музее РК проходит выставка из 66 аутентичных графических листов, иллюстрирующих памятник классической средневековой испанской литературы - трагикомедию “Селестина”, и 32 оригинальных образцов художественной керамики, созданной знаменитым художником, скульптором и дизайнером Пабло Пикассо. В Астане, как и в Казахстане, работы знаменитого мэтра экспонируют впервые. В чем их загадка и притягательность, корреспонденту “НП” рассказала кандидат искусствоведения Мадина Султанова
- Мадина Эрнестовна, на вернисаже представлены необычные работы Пикассо, в их числе несколько экспонатов из белой керамики, которые стоят особняком... - Все образцы, которые выставлены в стенах Нацмузея РК, созданы в разные годы. Организаторы - Минкультуры и спорта РК, а также КазНИИ МКС РК во главе с генеральным директором Андреем Хазбулатовым - отбирали работы мэтра из творческих художественных серий разных лет. А представленные восемь работ, на которые вы обратили внимание, как раз специальная серия, которую Пикассо создавал в одно и то же время, в один и тот же год. Поэтому именно в них и наблюдаются такая системность и стильность. Они, правда, “выбиваются” из всех выставленных произведений мастера. - На выставке много керамики самых разных цветов, оттенков и стилей. А почему здесь Пикассо использует только белый цвет? Что он этим хотел раскрыть кроме символики белых оттенков? - Отсутствие красок, цветовых оттенков, как правило, помогает выявить достоинства любого образа. Известно, что порой придание цветового оттенка лишь мешает. Это хорошо видно на примере черно-белых фотографий, которые обладают особой силой выразительности, когда от сюжета ничто не отвлекает и ничто не мешает восприятию изображенного. И здесь, в этих восьми произведениях, использован примерно тот же принцип работы. Есть материал белого цвета и есть творец, есть его руки. Больше нет ничего. И эта образность здесь очень своеобразна - получается, что чем меньше дизайна, тем его больше.
- А что касается символизма? - Во-первых, круглая форма сама по себе является символом. Она совершенно идеальна, это солярный символ, колесо, осознанное движение. Во-вторых, большая часть этой коллекции - лики. Причем самого разного толка - солярные, лунарные, лики человека, какие-то даже похожи на изображения степных балбалов. Буквально “одно лицо”. Это доказывает, что люди всегда и во все времена видят такие вещи одинаково. Вот и Пикассо, несмотря на свой гений, свою возвышенность, был одним из таких простых людей, был одним из нас. И его задачей было показать всем, что форма едина. Как и человек. Поэтому, я думаю, здесь он использовал тот самый принцип лаконичности, который позволяет насладиться “пустотой”. То есть чистый дзен в определенном смысле: расслабляет, успокаивает и вместе с тем заставляет о чем-то задуматься. - Поиск новых смыслов бытия? - Когда всматриваешься в эти лики, они тебя отсылают, может, даже против твоей воли, вглубь веков, все дальше и дальше по временной оси. Во времена архаики и даже раньше. Например, работа, которую я бы назвала своеобразным композиционным центром, поскольку она весьма насыщена древними образами. Во-первых, это всадник. Во-вторых, он к тому же и копьеносец, который изображен таким образом, что я бы назвала это верхом искусства дизайна. Потому что Пикассо тут выступает не просто художником, скульптором, рисовальщиком, а применяет все техники дизайна, которые ему были известны на тот момент, моделируя форму и пространство. Думаю, что о форме и об образе он знал больше, чем все остальные его современники. Уж во всяком случае, те, кто жил с ним в XX веке, точно. Отсюда красота и смысл, в которых нет ни одной лишней детали, лишнего мазка. И еще мое личное впечатление именно от этой коллекции, что она отсылает посетителей к тем временам, когда они еще были детьми. Когда не было ничего более важного, чем ты сам, и то, что ты думаешь об этом.
- Почему? - Пикассо говорил - он будет рисовать не то, что видят его глаза, а то, что он чувствует. Это то, что показываешь не разумом, а сердцем, которое не обманешь, - так же, как и зрительское восприятие. Потому-то и возникает у каждого, кто приходит на его вернисажи и любуется произведениями, созданными великим мэтром, с ними особая связь. Из-за того, что это именно то, о чем Пикассо думал и чем хотел поделиться. Потому-то все эти работы не просто знают руку мастера, не просто аутентичны, а “честны” - они выражают внутренний мир художника, который не лжет и только лишь зовет за собой. Я даже замечаю, что, когда нахожусь рядом с его произведениями, во мне в большей степени включается просто человек Земли, а потом уже искусствовед, особенно когда вижу эту белую керамику, лики которой так похожи на наших степных балбалов. Они настолько же просты, насколько и сложны. Неслучайно говорят - если ты хочешь о чем-то поведать миру, скажи или покажи это простым языком. - Особенно когда это касалось темы человека... - Да, Пикассо сам был человеком, причем с большой буквы, и он любил людей. Оттого-то его простые “тарелки” с изображениями, с ликами так полны смысла. Причем любопытно, что он не выделял в своих работах что-то конкретное в плане гендера, как истинный художник. Он не думал передавать лик мужчины или женщины. Для него все было гораздо проще. Как две стороны одной медали. Все сводилось к некоему набору совершенно универсальных символов. Сродни, я бы сказала, буквам алфавита, которых немного - чуть больше трех десятков, но через эти символы Пикассо разговаривал десятками тысяч слов с десятками тысяч людей.
Астана |