ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



СТЕПНЫЕ СИМВОЛЫ И ПАБЛО ПИКАССО Культура

Ольга Шишанова
В столичном Национальном музее РК проходит выставка из 66 аутентичных графических листов, иллюстрирующих памятник классической средневековой испанской литературы - трагикомедию “Селестина”, и 32 оригинальных образцов художественной керамики, созданной знаменитым художником, скульптором и дизайнером Пабло Пикассо. В Астане, как и в Казахстане, работы знаменитого мэтра экспонируют впервые. В чем их загадка и притягательность, корреспонденту “НП” рассказала кандидат искусствоведения Мадина Султанова

- Мадина Эрнестовна, на вернисаже представлены необычные работы Пикассо, в их числе несколько экспонатов из белой керамики, которые стоят особняком...
- Все образцы, которые выставлены в стенах Нацмузея РК, созданы в разные годы. Организаторы - Минкультуры и спорта РК, а также КазНИИ МКС РК во главе с генеральным директором Андреем Хазбулатовым - отбирали работы мэтра из творческих художественных серий разных лет. А представленные восемь работ, на которые вы обратили внимание, как раз специальная серия, которую Пикассо создавал в одно и то же время, в один и тот же год. Поэтому именно в них и наблюдаются такая системность и стильность. Они, правда, “выбиваются” из всех выставленных произведений мастера.
- На выставке много керамики самых разных цветов, оттенков и стилей. А почему здесь Пикассо использует только белый цвет? Что он этим хотел раскрыть кроме символики белых оттенков?
- Отсутствие красок, цветовых оттенков, как правило, помогает выявить достоинства любого образа. Известно, что порой придание цветового оттенка лишь мешает. Это хорошо видно на примере черно-белых фотографий, которые обладают особой силой выразительности, когда от сюжета ничто не отвлекает и ничто не мешает восприятию изображенного. И здесь, в этих восьми произведениях, использован примерно тот же принцип работы. Есть материал белого цвета и есть творец, есть его руки. Больше нет ничего. И эта образность здесь очень своеобразна - получается, что чем меньше дизайна, тем его больше.

 

 

- А что касается символизма?
- Во-первых, круглая форма сама по себе является символом. Она совершенно идеальна, это солярный символ, колесо, осознанное движение. Во-вторых, большая часть этой коллекции - лики. Причем самого разного толка - солярные, лунарные, лики человека, какие-то даже похожи на изображения степных балбалов. Буквально “одно лицо”. Это доказывает, что люди всегда и во все времена видят такие вещи одинаково. Вот и Пикассо, несмотря на свой гений, свою возвышенность, был одним из таких простых людей, был одним из нас. И его задачей было показать всем, что форма едина. Как и человек. Поэтому, я думаю, здесь он использовал тот самый принцип лаконичности, который позволяет насладиться “пустотой”. То есть чистый дзен в определенном смысле: расслабляет, успокаивает и вместе с тем заставляет о чем-то задуматься.
- Поиск новых смыслов бытия?
- Когда всматриваешься в эти лики, они тебя отсылают, может, даже против твоей воли, вглубь веков, все дальше и дальше по временной оси. Во времена архаики и даже раньше. Например, работа, которую я бы назвала своеобразным композиционным центром, поскольку она весьма насыщена древними образами. Во-первых, это всадник. Во-вторых, он к тому же и копьеносец, который изображен таким образом, что я бы назвала это верхом искусства дизайна. Потому что Пикассо тут выступает не просто художником, скульптором, рисовальщиком, а применяет все техники дизайна, которые ему были известны на тот момент, моделируя форму и пространство. Думаю, что о форме и об образе он знал больше, чем все остальные его современники. Уж во всяком случае, те, кто жил с ним в XX веке, точно. Отсюда красота и смысл, в которых нет ни одной лишней детали, лишнего мазка. И еще мое личное впечатление именно от этой коллекции, что она отсылает посетителей к тем временам, когда они еще были детьми. Когда не было ничего более важного, чем ты сам, и то, что ты думаешь об этом.

 

 

- Почему?
- Пикассо говорил - он будет рисовать не то, что видят его глаза, а то, что он чувствует. Это то, что показываешь не разумом, а сердцем, которое не обманешь, - так же, как и зрительское восприятие. Потому-то и возникает у каждого, кто приходит на его вернисажи и любуется произведениями, созданными великим мэтром, с ними особая связь. Из-за того, что это именно то, о чем Пикассо думал и чем хотел поделиться. Потому-то все эти работы не просто знают руку мастера, не просто аутентичны, а “честны” - они выражают внутренний мир художника, который не лжет и только лишь зовет за собой. Я даже замечаю, что, когда нахожусь рядом с его произведениями, во мне в большей степени включается просто человек Земли, а потом уже искусствовед, особенно когда вижу эту белую керамику, лики которой так похожи на наших степных балбалов. Они настолько же просты, насколько и сложны. Неслучайно говорят - если ты хочешь о чем-то поведать миру, скажи или покажи это простым языком.
- Особенно когда это касалось темы человека...
- Да, Пикассо сам был человеком, причем с большой буквы, и он любил людей. Оттого-то его простые “тарелки” с изображениями, с ликами так полны смысла. Причем любопытно, что он не выделял в своих работах что-то конкретное в плане гендера, как истинный художник. Он не думал передавать лик мужчины или женщины. Для него все было гораздо проще. Как две стороны одной медали. Все сводилось к некоему набору совершенно универсальных символов. Сродни, я бы сказала, буквам алфавита, которых немного - чуть больше трех десятков, но через эти символы Пикассо разговаривал десятками тысяч слов с десятками тысяч людей.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение